Вторая тетрадь
Школьное дело
НАШИ УЧЕНИКИ ВЫХОДЯТ НА СТАРТ
Если экзамен превращается в проверку на психологическую выносливость
Учитель может провести специальное занятие, которое поможет школьникам преодолеть стресс
Классы, которым предстоит сдавать экзамены, в эти оставшиеся учебные недели становятся объектом особо пристального внимания учителей. Педагоги прилежно занимаются повторением, выискивают и ликвидируют пробелы в знаниях.
Но ведь экзамен – это не только демонстрация знаний и умений,
но еще и громадный стресс для ученика. Сама форма испытаний требует от ребенка умения сбросить психоэмоциональное напряжение, сосредоточиться в нужный момент, привлечь все свои внутренние ресурсы. Каждому учителю, хоть раз присутствовавшему на экзамене, знакомы досадные случаи срывов и неудачных ответов сильных учеников, которые еще вчера демонстрировали прекрасные знания по предмету. Для того чтобы избежать таких провалов, необходимо объяснить ученикам, как побороть экзаменационный стресс. Наша читательница, участница фестиваля «Открытый урок», предлагает заниматься этой работой на классных часах.
Психологическая подготовка к предстоящему экзамену, безусловно, зависит от возраста и индивидуальных особенностей учеников. Поэтому при подготовке занятия полезно будет привлекать самих ребят, особенно тех, кто уже имеет опыт сдачи экзаменов (в музыкальной школе, например) или публичных выступлений – в кружках, на школьных конференциях. А во время самой работы – использовать интерактивные, тренинговые формы, чтобы ребенок получал не «советы вообще», а находил приемлемые именно для него способы.
Чтобы актуализировать тему и представления ребят о предстоящем испытании, можно предложить для начала каждому анонимно записать на листке свои ассоциации со словом «экзамен».
Теперь, когда ребята осознали, что экзамены – дело серьезное и потребует от них напряжения всех душевных сил, попробуем доказать себе, что каждому ученику под силу справиться с испытанием. Предложите ребятам разбиться на группы. Один из самых простых способов – заготовить цветные кружки стольких разных цветов, сколько групп вы запланировали. Каждый выбирает себе кружок приглянувшегося цвета, по которому потом объединяются группы.
Парты можно заранее поставить соответствующим образом или перегруппировать в нужный момент – этот вариант подходит для хорошо организованных классов, которые имеют такой опыт. Теперь каждая группа составляет портрет «суперученика», который способен сдать любой экзамен. И пусть в списке будет хотя бы по одному качеству характера от каждого участника группы, а весь перечень должен состоять из черт присутствующих (то есть придумывать нельзя). Таким образом, в каждом из ребят обнаружится одно, а то и несколько качеств, помогающих успешно сдать экзамен.
Коллективные портреты обсуждаются и вывешиваются на доску.
Придав уверенности каждому, можно приступать к репетиции экзамена. Пусть она будет не очень серьезной, зато поможет потренировать психологическую гибкость; умение мобилизовать логику, память и сообразительность при ответе на трудный, неожиданный вопрос. А заодно снизить суеверный страх перед тринадцатым билетом.
Итак, вы раскладываете на столе восемь билетов № 13, вопросы в которых сформулированы так, что на них невозможно ответить научно и правильно.
Расскажите об особенностях жанра «Современный детский роман»: сюжет, приемы, герои.
Расскажите о выращивании цыплят бройлерных пород в условиях вечной мерзлоты.
Докажите теорему о равнобедренном круге.
Расскажите об обычаях и языке племени Тумба-Юмба.
Осветите вопрос о феминистических воззрениях Бабы-яги.
Перечислите основные способы добывания философского камня.
Найдите место в биологической классификации живому существу, известному в народе как Змей Горыныч.
Расскажите об обычаях, культуре, особенностях жизни дикого племени Мумба-Юмба, живущего в лесах Центральной Африки.
Представитель каждой группы тащит билет и идет готовить коллективный ответ. Нужно условиться заранее, кто будет выступать от группы. Можно бросать жребий, выбирать самого смелого или самого нерешительного, можно договориться о коллективном ответе. Остальные группы могут оценивать ответ по заранее согласованным критериям. Ребята обычно с большим интересом и фантазией на ходу изобретают ответы, привлекая все смежные знания и ассоциации.
Важным моментом игры будет обсуждение, во время которого классный руководитель предлагает ребятам задуматься и ответить на вопросы:
– Что помогало и что мешало при подготовке ответа?
– Что понравилось?
– Что не понравилось?
– Что для вас значит билет № 13?
– Какие чувства возникли во время
игры?
– Что было самым важным?
– Прибавилось ли у тебя уверенности в том, что ты сможешь ответить на трудный вопрос?
Попробовав свои силы в качестве экзаменующихся, ребята могут перейти к разговору о том, как построить индивидуальную подготовку. Пусть каждый вспомнит, какое время для него наиболее продуктивное; как лучше воспринимается информация: зрительно, на слух, в действии; что помогает лучше запомнить материал.
Обсуждение можно проводить, усадив ребят в круг и подбрасывая им вопросы:
– В какое время суток лучше готовиться к экзамену?
– В какой обстановке следует готовиться к экзамену?
– Что может помочь при подготовке к экзамену?
– За сколько дней надо начать подготовку к экзамену?
Даже если по каждому вопросу выскажутся не все, каждый хотя бы задумается о собственной стратегии подготовки.
Если вы пригласите психолога или сами изучите специальную литературу, можно предложить детям несколько упражнений для эффективной релаксации.
В конце классного часа можно раздать ребятам памятки, одну из которых вывесить на доске.
1. Готовиться к экзамену нужно постепенно. Для этого заранее нужно подобрать материал для подготовки к ответу на каждый экзаменационный вопрос и составить план: в какой день сколько вопросов нужно выучить. Этот план обязательно нужно записать и следить за его выполнением. За соблюдение плана можно себя чем-нибудь побаловать.
2. При подготовке каждого ответа нужно составить себе примерный план, выделив основные смысловые фрагменты. Учить желательно днем, а повторять – перед сном и утром: информация переходит в память на длительное хранение в то время, когда человек спит. Хорошо, если есть возможность повторить вслух, например, рассказать выученное родителям. Или по крайней мере пересказать самому себе, не подглядывая в учебник. Это заметно улучшит качество запоминания.
3. В период подготовки к экзаменам важно хорошо питаться и высыпаться, иначе можно заработать множество трудноизлечимых заболеваний.
4. И последнее. Говорят, что легче запомнить материал за тем рабочим столом, на котором есть желтые и фиолетовые предметы, – попробуйте.