Вторая тетрадь
Школьное дело
Учебники, которые за нас выбирают...
Тысячу раз говорено: приобретение школьных учебников – это деятельность по обеспечению учебного процесса, обязанность, возложенная не на учителей и родителей, а на местные органы власти. Ее исполнение контролируется на уровне субъектов Федерации. Тема так долго обсуждалась на самых высоких уровнях, что, кажется, все решено: библиотекарь и учколлектор должны покупать учебники на всех учеников и одну книгу для учителя. Но в редакцию пришло письмо:
«В Федеральном перечне учебников на 2008/09 учебный год не оказалось книги, по которой я работала. Зла не хватает: не успеваешь поворачиваться вслед за обновлением перечня, он меняется каждые два года! Был учебник, теперь его нет. Я заказала другой, но неизвестно, придет ли комплект, полный ли. А если все же придет, то не раньше ноября–декабря, когда учебный год будет уже в разгаре. Именно так мы можем получить бесплатные учебники: только из федерального комплекта, без твердых гарантий.
Никто не интересуется, как мы работаем в отсутствие утвержденных учебников (ведь по неутвержденным работать небезопасно: аттестация, аккредитация – это всегда и тестирование учеников).
Мы решаем проблему так. Поскольку родители в нашем поселке оплачивать учебники дружно отказались, учитель покупает себе учебник, мы его сканируем, сохраняем на диске и раздаем детям. Результат: сканер у нас сбоит, дети читают с экрана и уверены, что «берегут русский лес», а мы переживаем за их глаза и спины. Неправильно это. А как иначе? Не знаем».
Наверное, знаем. Помним: когда-то учебниками занималось государство. Они шлифовались десятилетиями, шрифты и картинки по сто раз перепроверялись с лупой, соответствие гостам было абсолютное. Учебники выдавались перед каникулами, по окончании учебного года возвращались и снова входили в оборот. В любом поселке, городе можно было купить собственный учебник: он стоил очень дешево, как эскимо.
Другое дело, что все это ушло, а ситуация, когда школьное книгоиздание – это частный бизнес, контролируемый государством, довела нас до абсурда. Учебники есть, они якобы бесплатные, а учиться детям не по чему. Авторы учебников тратят уйму сил и средств на продвижение своих книг в школу, пробиваются через ФЭС, а у региональных и муниципальных органов управления образованием «свои секреты».
Между тем учителя, которым вечно говорят «разбирайтесь сами», выбирают из двух зол меньшее. За работу по неутвержденному учебнику могут наказать, а за проявленную инициативу – вдруг и похвалят.
А вдруг нет? Мы поинтересовались в юридическом отделе компании «Гарант», правомерна ли полная замена бумажного учебника на электронный.
Ответ: «Интересующие вас вопросы урегулированы Санитарными правилами и нормами (СанПиН) 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» от 7 октября 2002 г. № 38. Правила и нормы направлены на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы организма учащихся…»
Прервем цитату: это не про наш случай. О том же, что на самом деле творится с учебниками, думать некому.