Первая тетрадь
Политика образования
КРУГ ВОПРОСОВ
Несовершеннолетние преступники: есть ли альтернатива действующей системе наказаний?
Есть – об этом свидетельствует опыт стран, где подросток, нарушивший закон, воспринимается как человек, нуждающийся в особом внимании и профессиональной помощи
Давно известно: лишение свободы не может никого перевоспитать, большинство отбывших наказание подростков становятся рецидивистами. Так почему же государство продолжает проводить карательную политику по отношению к детям?
Возможно, люди, от которых это зависит, просто не видят других путей решения проблемы? Мэри Макколи, известный британский историк
и социолог, написала исследование о положении несовершеннолетних правонарушителей в России. Книга, недавно вышедшая
в издательстве ОГИ, называется «Дети в тюрьме».
Мэри Макколи в своей книге рассказывает об опыте нескольких европейских стран, где действуют альтернативные стратегии реагирования на отклоняющееся от нормы поведение подростков.
По числу детей, находящихся за решеткой, Россия занимает второе место в мире после США. В колониях содержатся 15 тысяч несовершеннолетних, около 7 тысяч ожидают приговора в СИЗО. В других странах в тюрьмы попадают десятки, а то и единицы.
Так происходит вовсе не потому, что европейские подростки более законопослушны. Дело в принципиально ином подходе к ребенку.
Лишение свободы применяется только тогда, когда подросток представляет реальную угрозу жизни и здоровью окружающих. Таких случаев, как правило, совсем немного. И Россия здесь не исключение: лишь 10% несовершеннолетних осуждены за тяжкие преступления, в основном за решеткой оказываются дети из бедных семей, попавшиеся на воровстве.
Для того чтобы лишению свободы была реальная альтернатива, должна существовать действенная система социальной поддержки. В России есть множество государственных служб и ведомств, занимающихся проблемами молодежной преступности, однако деятельность их неслаженна и поэтому неэффективна.
В своей книге Мэри Макколи рассказывает об опыте трех европейских стран, чья правовая система имеет сходные черты с российской: Италии, Германии и Финляндии.
Германия
В Германии основной акцент работы с малолетними правонарушителями сделан на то, чтобы вывести их из-под юрисдикции системы уголовного правосудия. Вся деятельность прокуратуры направлена на прекращение дела, а не на вынесение приговора, как в России.
Более половины дел закрывается на этой стадии. Остальные попадают к ювенальному судье, который, в свою очередь, прекращает 15–20% дел. Предварительное заключение применяется только в исключительных случаях: при попытке побега или когда ребенку негде жить.
Судья обязан прежде всего рассмотреть воспитательные меры: воспитательное обучение, общественные работы, примирение, надзор социального работника.
Дисциплинарные санкции (официальное предупреждение, штраф, условное наказание или краткосрочное задержание на срок до одного месяца) применяются только если воспитательные меры признаны недостаточными.
Тюремное заключение (минимум 6 месяцев – максимум 5 лет) применяется только как крайняя мера. Приговоры на срок до 2 лет могут быть условными. В итоге за решеткой оказываются лишь 7% несовершеннолетних нарушителей.
Италия
В Италии система ювенальной юстиции включает в себя не только ювенальные суды, но также собственную полицию, прокуратуру и юридическую службу по делам несовершеннолетних. Все они размещаются в одном здании и отвечают за гражданские, административные и уголовные дела с участием подростков.
Исполнение гражданских и административных решений суда лежит на отделах социального обеспечения. Эти органы работают вместе с прикрепленными к судам службами по делам несовершеннолетних.
В законе о ювенальной юстиции сказано, что главная ее цель – «ограничить соприкосновение несовершеннолетних с системой правосудия», а задача судьи – «вынести в отношении правонарушителя специфические распоряжения, направленные на его образовательный и культурный рост».
Подростки, подозреваемые в совершении преступления, могут быть задержаны на срок до четырех дней в приемном центре. В течение 48 часов обвинитель должен представить дело ювенальному судье, который может прекратить его на стадии предварительного расследования (за незначительностью нарушения или отсутствием улик) либо направить на предварительное слушание.
Предварительное слушание может состояться через несколько недель или месяцев после совершения правонарушения. Все это время подозреваемый подросток находится в ювенальной тюрьме.
Судья может прекратить дело на основании ограниченной вменяемости, помиловать (если он считает, что обвиняемый не совершит преступления повторно) или приостановить производство по делу на испытательный срок (до трех лет).
Во время испытательного срока подросток должен выполнять воспитательно-реабилитационную программу, разработанную для него службой по делам несовершеннолетних. Эта мера не является эквивалентом условному приговору, поскольку ни суда, ни приговора не было.
На этой стадии большинство дел прекращается или выводится из системы уголовного правосудия. Из оставшегося числа дел только 20% заканчивается обвинением. На следующих слушаниях судьи тоже предпочитают применять помилование или «отсрочку».
Финляндия
Финская система правосудия очень похожа на российскую. Здесь нет ювенальных судов, а число специфических мер, применяемых только к несовершеннолетним, довольно ограниченно.
До 1970-х годов заключение было основной санкцией по отношению к подросткам. За несколько десятилетий система уголовного правосудия была радикально реформирована.
Теперь полицейские могут допрашивать подростка только в присутствии родителей (или опекуна) и социального работника. Они должны в течение суток либо прекратить дело, либо передать его в местную социальную службу, либо арестовать задержанного.
Дальше дело направляется прокурору, который, в свою очередь, может прекратить его или передать социальной службе, одновременно вынося подростку предупреждение.
Если прокурор решает поддержать обвинение и нарушение заслуживает санкции более серьезной, чем штраф, то дело должно быть передано социальному работнику, который подготавливает воспитательно-реабилитационную программу для подростка. Окончательное решение принимает судья. Для тех, кто совершил преступление впервые, любой приговор до одного года является условным.
Существует также ювенальное наказание, которое занимает промежуточное положение между условным сроком и реальным заключением. В качестве ювенального наказания могут выступать неоплачиваемые общественные работы (от 10 до 60 часов) или обучение под надзором социального работника в течение 4–12 месяцев.
Выводы для России
Мэри Макколи считает, что в России необходимо ограничить роль системы уголовного правосудия в рассмотрении дел несовершеннолетних правонарушителей. Для этого можно, во-первых, убрать часть менее «серьезных» нарушений из Уголовного кодекса и перевести их в Административный, во-вторых, повысить возраст наступления уголовной ответственности.
Для очень серьезных правонарушений, когда заключение может потребоваться ради безопасности общества, несовершеннолетнему должна быть обеспечена профессиональная защита адвокатов, специализирующихся на молодежных делах.
Милиция и прокуратура должны пересмотреть свои роли. Когда речь идет о подростке, усилия должны быть направлены на отклонение дел или передачу их социальным службам.
Следующим шагом должно быть создание альтернативных служб и учреждений, которые взяли бы на себя ответственность за молодых людей с отклоняющимся поведением. Не стоит ждать, что негосударственные добровольческие организации будут в ближайшее время играть в России такую же роль, как в европейских странах. Поэтому основной упор должен быть сделан на государственной социальной службе, но с обязательным независимым контролем ее деятельности.
Откуда возьмутся ресурсы и сотрудники? Ответ очевиден. Несовершеннолетний заключенный обходится государству в несколько раз дороже, чем его ровесник, отбывающий альтернативное наказание на свободе. Сокращение количества детей, находящихся в СИЗО или колониях, – это серьезная экономия. Освободившиеся средства можно направить на создание новой, финансируемой в достаточном объеме, социальной службы и на разработку альтернативных программ.
Меры реагирования на нарушения закона подростками должны быть максимально разнообразны. На первый раз многим будет достаточно порицания от милиции или школы. При повторном задержании нужно задействовать помощь социальных служб. Для тех, кто совершил множество правонарушений, можно прибегать к возмещению ущерба, общественным работам, надзору социального работника.
В любом случае главная цель вмешательства взрослых – помочь ребенку понять, что его поведение наносит ущерб другим. Какой бы ни была санкция, она должна включать меры, которые помогут подростку наладить жизнь, не прибегая к преступлению. Это означает, что у него должны быть крыша над головой, работа, образование и, если нет поддержки семьи, то поддержка общества.
P.S. Из сочинений воспитанников
российских колоний
для несовершеннолетних
«Находясь постоянно в четырех стенах, человек становится агрессивнее. Каждый в тюрьме хочет выглядеть «блатным» и «крутым», здесь могут из-за пустяка надругаться над человеком, продемонстрировав таким образом свою силу. И когда человек выходит на свободу, ему уже ничего не страшно, перед ним не стоят никакие нравственные законы. По моему мнению, нельзя освободиться из тюрьмы, так как тюремная жизнь затягивает, особенно если сидишь долго». (Марина, Новооскольская ВК)
«Когда человек освобождается, он продолжает в растерянности жить теми правилами, которые были на зоне. В памяти у него много всяких историй, услышанных на зоне: кто как воровал, угонял, грабил. Он все это вспоминает и начинает устранять те ошибки, которые, на его взгляд, совершили рассказчики, считая, что он сделает лучше и его не поймают. Так что зона – это не место исправления, а школа новых преступлений». (Максим, Арзамасская ВК)
«Мне кажется, лишение свободы для малолетки – это самое ужасное. Его могли бы заменить какими-либо работами или еще чем-либо, но только не это. Ведь психика у ребенка слабая, даже если он и преступник. И это может отложить глубокий след в его душе, к тому же многие сидят за ведро картошки, или велосипед, или банку варенья». (Екатерина, Рязанская ВК)