Первая тетрадь
Политика образования
НАШИ ПРОЕКТЫ
Педагогический марафон 2008 завершен!
Седьмой Московский педагогический марафон учебных предметов (учредители – Департамент образования г. Москвы, Московский институт открытого образования, Издательский дом «Первое сентября»), проходивший с 24 марта по 23 апреля в лицее № 1535, завершился!
«Это было очень доброе и умное волшебное зеркало, – говорила на закрытии завуч подмосковной школы, посетившая несколько марафонских дней. – Оно прочитывало мысли педагогов и точно знало, кому что показать. Творческий человек видел в нем новые горизонты для творчества, кропотливый находил актуальные точки приложения своим стараниям, технологичный – технологии, общительный – общение, оптимист – основания для оптимизма, а вечно недовольный, разумеется, отыскивал повод для брюзжания. Потому что никакой окончательной «правды» в педагогике нет!»
Если же обойтись без метафор, то разговор на закрытии марафона шел об организации свободного педагогического пространства: можно ли по модели марафона структурировать школьное пространство – с добровольным выбором лекций, живым общением на семинарах, свободой участия/неучастия в мастер-классах, взаимообменом информацией?
За семь лет существования марафон доказал притягательность свободного учебного пространства для учителей. «Про свободу здесь не говорят, но она рождается сама» – мнение, прозвучавшее на закрытии. А вообще-то мнений было столько же, сколько участников марафона: зарегистрировались десять тысяч семьдесят девять человек!
Конечно, невозможно охватить всю панораму событий. Но вспомнить самые впечатляющие сюжеты, пересказать некоторые замечательные разговоры, передать общее настроение людей, посетивших марафон в период с 8 по 23 апреля, мы попробуем...*
«Природа, мир, тайник Вселенной»
Человек, со всем окружающим связанный, и вечный конфликт людей и технологий, природного и социального – темы, сами собой оформившиеся на занятиях педагогов-естественников и воспитателей.
Почему мир зелен, лиса рыжая, а слон эволюционирует быстрее, чем амеба? На Дне учителя биологии ученые Дарвиновского музея рассказывали о последних научных находках в области палеонтологии, о гипотезах относительно эволюции докембрийской биосферы, о жизни простейших той эпохи, о гипотезах происхождения современных птиц, о поисках динозавров на территории России. Музей предлагает учителям обращаться за бесплатными консультациями: «В том числе и по поводу ЕГЭ. Хотя задания бывают сформулированы настолько некорректно, что сразу понятно: их составители точно не обращались за консультацией к специалистам. Есть вопросы, по поводу которых до сих пор ведутся научные споры, а школьники должны дать точный ответ».
Нечто подобное прозвучало и на Дне учителя географии: доктор географических наук Татьяна Нефедова, авторитетный специалист по географии аграрного сектора нашей страны, не понаслышке знающая о проблемах сельского хозяйства, исходившая сотни километров по земельным угодьям страны, представила анализ современного положения российского села. В числе вопросов слушателей был и такой: «Как в сложившейся ситуации готовить школьников к «сельскохозяйственным» вопросам ЕГЭ: по действующим учебникам или сообразно реальным и видимым тенденциям развития сельского хозяйства?»
В науках о земле, природе, человеке так много захватывающе интересного, того, что вызывает любопытство, развивает пытливость ума! Но – увы – вопросы экзаменационных тестов обязывают учителей следить прежде всего за соответствием правильных ответов правильным вопросам. Наблюдательные и любознательные дети, предполагается, «пробьются сами»?
На Дне здоровья не случайно заговорили о непопулярности здоровьесберегающих технологий в массовой школе. Так и будет, пока от школы требуют решения внешних по отношению к ученику задач. Она «обрабатывает» детей, а не занимается ими. Оздоровительные программы, тренажеры, физминутки – это пока лишь маленькие частные решения. Правда, когда речь заходит о детях с особыми потребностями, мы все же вынуждены переходить на щадящий режим: наблюдаем, высчитываем, что-то индивидуальное подбираем. Но смена приоритетов – процесс долгий и глубокий.
Как показало прекрасное занятие на Дне классного руководителя, приоритеты лучше менять всей школой вместе; постоянно, а не от случая к случаю. В Центре образования № 1811 «Измайлово» вот уже десять лет действует детско-взрослая академия: школьники с 1-го по 11 класс собираются на сессии, где вместе с педагогами и приглашенными специалистами обсуждают мировоззренческие, культурологические и философские проблемы. Работают в разновозрастных группах, представляют свое понимание проблемы для общего обсуждения. Сессии идут неделями и дислоцируются не только в школе, но и в городах, интересных с исторической и культурной точек зрения. Классный руководитель при такой форме организации работы отказывается от устоявшихся представлений, прислушиваясь к детям как к равным, идет вместе с ними к новому пониманию давно известных вещей.
Детско-взрослая академия – проект открытый. Он не ограничен рамками одной школы. Принять участие в сессиях могут все желающие, независимо от места уче-
бы и от возраста. Следующая сессия пройдет с 25 июня по 6 июля во Владимире и будет посвящена поэзии XX века. Записаться для участия в академии можно до середины мая по телефону: 8 (495) 465-14-49.
Довольно часто звучали на марафоне-2008 слова о необходимости создания межшкольных сетей, об интеграции предметников разных школ, когда одного ученика смогут учить два педагога не из его школы – если это помогает решить какую-то проблему именно этого ребенка.
Однако пока и межпредметная интеграция внутри одной школы – это все еще передовой опыт. «Видимо, надо чуть-чуть изменить подход, – прозвучало на марафоне, – объединяться не на базе какого-то предмета, что нас и разъединяет, а на основе общей технологии, «критического мышления», к примеру». Примета времени: предметно-ориентированное преподавание сменяется культуроцентричным.
Ярче всего движение в сторону универсальности наблюдалось на Дне учителя физической культуры. В своем предмете преподаватели физкультуры видят не цель, а средство всестороннего развития человека. Прошедшие на марафоне мастер-классы «Интеллектуальные игры на уроках физической культуры», «Современные программы по шейпингу для старшеклассниц», «Спортивный лабиринт» на малой площадке – все это про интеграцию ума, духа, творчества, красоты и тела. Успех был огромный: по окончании каждого мастер-класса к ведущему подходили методисты и приглашали в областные ИПКРО провести курсы повышения квалификации.
Все мы ощущаем сегодня острый дефицит радости и положительных эмоций, замечаем это и в детях. Точно сказал Евгений Домогацких, учитель ФГОУ № 1699: «Нельзя постоянно грузить ребенка экологическими проблемами и катастрофами в надежде воспитать экологическое мышление. Ведь ребенок подумает: что же я-то смогу поделать, если человечество такое натворило? Истинный воспитательный момент – это возвышенные примеры: ученых, путешественников, защитников природы, энтузиастов».
А мы? Мы-то являемся ли защитниками ребенка и его природы?
Говорили по-французски,
по-немецки и по-русски
Изучать язык – зачем? Разговорный, деловой, письменный, литературный? Сколько лингвистов, столько ответов. Главный: «Языки – они хорошие». Если, конечно, ими овладеть. А можно ли это сделать без зубрежки?
День учителя французского языка превратился в яркий праздник: Посольство Франции в России, Французский культурный центр, Ассоциация преподавателей-практиков французского языка, методисты и авторы учебников, издательские дома Франции, школьные театры, победители конкурса театральных коллективов на французском языке. Это – образование, построенное на игре, общении и на интересе.
Новостные сюжеты французских СМИ! Сложно, потому что живой язык не похож на язык учебников, но во всем нужны сноровка, закалка, тренировка. Хорошо то, что остроумно и практично. Основная тенденция современных учебников французского языка – отказ от традиционных методов изучения грамматики: от заучивания правил и исключений, от монотонных упражнений. На первый план выходит живая практика общения. Образец был предъявлен тут же, на марафоне: лекция-концерт Александра Аванесова, посвященная великому музыканту и поэту Франции Жаку Брелю.
А вот «немцы» на своем Дне учителя немецкого языка много работали. Учителя из специализированных школ, «подключенных» к сайтам лицеев Германии, сотрудничающие с ними, предлагали слушателям обучающие программы, составленные немецкими педагогами, например, программу «Сделай себе упражнение сам», с помощью которой можно составить упражнения нескольких видов: вопросы с множественным выбором ответов, упражнения на поиск соответствий, восстановление правильной последовательности. Известно, что педагогическая психология Германии продвинулась за последнее время далеко вперед, и методический «выход» исследований поражает воображение. Обоснованы идеи автономного обучения, это совсем не то же самое, что самостоятельного.
В этом смысле новейшие учебники немецкого языка могут послужить примером адресности и структурированности материала: отдельный блок по каждому виду речевой деятельности; блок составлен слоями: дидактизированные художественные тексты с заданиями для уровня, приближающегося к базовому (B1), и для базового уровня (B2), тут и профильные приложения – для филологов отдельно, для гуманитариев отдельно; тут же языковой портфель, вслед ему досье (это личная папка, про необходимость ведения которой учебник постоянно напоминает). Есть в учебнике и такая удивительно полезная штука, как листы самоконтроля, своего рода анкеты для определения уровня. Сначала ученик ставит знаки против списка умений (галочка, если знает более-менее; две галочки, если уверен; но если совсем
швах – восклицание), потом проверяет учитель, это внешняя оценка. Такой лист – не просто диагностическая карта, средство самоконтроля, но и технология, позволяющая ученику осознать свою роль в учебном процессе.
В общем, всякий раз видишь: специфика предмета диктует способ его преподавания. Возьмем русский язык. Родной. Великий, могучий. На Дне учителя русского языка выяснилось, что ЕГЭ дети лучше всего сдают именно по русскому. В пору подумать: не переусердствовали, не увлеклись ли чересчур внешними требованиями в ущерб речевому развитию детей? Ведь на лекции в Большом зале, где Ирина Цыбулько, ведущий научный сотрудник Института педагогических измерений (ФИПИ), четыре часа подряд говорила об особенностях итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах, яблоку было негде упасть, на занятиях по «типичным ошибкам части «С» чуть не до слез доходило, когда раздаточного материала на всех не хватало, а в аудиториях, где учителя-практики делились опытом повседневной работы, было просторно. Учитель Иван Громов из села Малышева Селивановского района Владимирской области рассказывал, как он увлекает ребят русским словообразованием. Известно как: будучи сам увлечен до чрезвычайности. «Это главное богатство нашего языка, его сила, его непредсказуемость, красота», – говорит учитель о теме, которая и не во всех учебниках-то освещается. У него дети сочиняют слова «на случай». От «аллеи», например,– аллейничать (гулять по аллее?), аллеизм (философское учение?) и так далее. У них в классе над доской слова Михаила Панова: «Смотреть языку в глаза…» Это ведь не то же, что готовить к части «C», правда? Все-таки обстоятельства обстоятельствами, но и наше отношение к делу – языку, уроку, ребенку – многое определяет.
История. Культура. Искусство
В День учителя истории на марафоне наиболее популярны были две темы: ЕГЭ и преподавание религии в школе.
Книг по истории помимо учебников тьма-тьмущая, и почти каждую, оказывается, можно использовать для подготовки к ЕГЭ. Рассказывали как.
Молодцы историки, не подлаживают свои книги под форматы ЕГЭ, не имитируют экзамен в учебном пособии, говорят: «ЕГЭ отнюдь не является самоцелью школьного образования». Без привычки к самостоятельному историческому анализу человек легко может стать жертвой идеологического манипулирования фактами. Обсуждали воспитательную и мировоззренческую составляющие преподавания: в обстановке подготовки к ЕГЭ это совершенно уходит из виду.
Зато в школу спешит религия. Ее преподавание – это удел учителей истории? Андрей Кулаков, преподаватель московской гимназии № 1517, первым в России написал учебник религиоведения для школ, задолго до того, как эта проблема стала широко обсуждаться в обществе. Пособие «Религии в России» ориентировано на 10 класс. Написано языком, каким учитель говорит со своими учениками в классе. В этом существенное отличие учебника «Религии в России» от одноименного пособия, написанного академиками под редакцией Чубарьяна. И еще: упор делается на практический момент: объяснить подросткам, как вести себя с представителями той или иной религиозной традиции, чтобы не обидеть их. Почему так? Основные моменты учения и доктрины идут в качестве объяснений реальных ситуаций.
«Как организовать работу с книгой, с учебником? Дети читают плохо» – это наблюдение всех учителей-предметников. Ход, кажущийся очевидным: больше работать с книгой на уроке.
На Дне учителя литературы прозвучало: исследование, проведенное в 2007 году Международным институтом экономического развития в 53 странах мира, показало, что российские младшеклассники впереди планеты всей по умению читать. И речь ведь идет не просто о навыках скоростного чтения, а об умении по-настоящему разобраться в прочитанном. Увы, то же исследование, посвященное старшим школьникам, оказалось для нас неутешительным: российские подростки заняли только 37-е место. Таковы неприятные факты, но в чем их причина? Почему ученики начальной школы регулярно читают, а подростки – нет?
Все дело в мотивации. Она в средней и старшей школе должна быть другой. Один из вариантов – активизация личного опыта. Этому помогут простые и увлекательные для ребят задания. Например, на уроке запланировано прочесть стихотворение Некрасова или Маяковского, посвященное городу. Мотивирующее задание – пусть ребята напишут слова-ассоциации: а что такое город для меня? «Включите» личный опыт ребенка, и он обратится к тексту с интересом и вниманием.
Профессор, лучший в стране специалист по истории методики преподавания литературы Виктор Чертов говорил: «Сегодня предъявляются чрезмерные требования к выпускнику. Навстречу этой чрезмерности идет неумение учеников написать что-то самостоятельное при развившемся умении скомпоновать нечто, надергав куски из интернета, но не прочитав текста. Тестирование в преподавании литературы может помочь, но для чего? Прочитал – проверь себя, поиграй. А через два-три года после изучения произведения задавать вопросы о частных подробностях – это бессмысленно».
Что бы то ни было, но дети все же читают. У тех учителей, для кого главное – знать и любить то, что делаешь, и любить тех, для кого делаешь. Книгу и ребенка.
Педагоги искусства на Дне учителей МХК, музыки и ИЗО тоже предавались ностальгии по подлинному. Душу греет настоящее полотно и создаваемое изображение, а не картинка из интернета; живой рассказ учителя, а не слайд-презентация, колебание струн рояля, живое пение педагога, а не аудиозапись. Учителя резюмировали: «Окончательного ответа на то, каким должен быть современный урок искусства, не существует. Но без гармонии, рожденной учителем, в детях не проснется подлинное чувство прекрасного».
Куда деваться: настоящее образование – это настоящий учитель. Разносторонний и умелый.
На Дне школьного библиотекаря говорили о том, что учить ребенка находить и обрабатывать нужную информацию должен каждый учитель. Но почему-то взрослые опасаются отпускать школьников на самостоятельные поиски. А ведь уже есть опыт уроков в библиотеке, когда учитель только заявляет тему и предлагает детям самим найти необходимую информацию на книжных стеллажах. А затем – выбирать, закладывать, делать пометки, компоновать и додумывать – это тоже информационная культура.
Так марафонский круг замкнулся: на основной вопрос, который стоял на повестке всех предметных Дней, – как сделать наши предметы интересными, любимыми, полезными для детей, – марафон-2008 дал свой ответ: интегрировать содержание в реальную практику, налаживать межпредметные связи, опираться на общекультурные компетенции. Все это срабатывает, если педагог хорошо владеет своей специальностью, чувствует свое предназначение к ней. Поясню на примере: «Не читают. Не учат. Не хотят» – это приходится слышать от учителей так часто, что неожиданно свежо прозвучало: «Все дети очень любят русский, давайте подумаем почему». Что же думать? Потому что их учитель уверен: учить, растить детей – самое достойное и радостное занятие на земле.
…Выдохнули. А все не верится, что марафон закрыт. Мы надеемся на новую встречу, ведь так хочется снова увидеть ваши глаза, ваши улыбки!