Третья тетрадь
Детный мир
Тирания чистоты и порядка
Когда ребенок становится только помехой
«Нехватка эмоционального тепла». Этими словами психологи часто объясняют девиантное поведение детей: клептоманию, жестокость, неуправляемость. Родители не верят, но послушаем детей:
«От меня дома один беспорядок… Мне вечером можно сидеть только у себя в комнате… Родители говорят, складывай вещи, а я не складываю, меня наказывают… Мама говорит, что собака ей снимает стрессы, а я создаю…»
Это какой-то домашний взрослоцентризм: «Буйный он у меня, бегает и бегает по квартире». – «Не играет?» – «Я все убрала. Он такую дорогую игрушку поломал, пусть выводы делает». Этот поломал, тот не убрал, другой кому-то подарил. Третий забыл на улице, четвертый играл «не на своем мес-
те» – наказание одно: лишение, запрет.
Строго по выдаче – гуашь, клей, ножницы, бумага, любые музыкальные инструменты, настольные игры. Испачкает, испортит, поранится, потеряет. Создается впечатление, что родители озабочены не тем, как создать среду для развития ребенка, а тем, чтобы в доме был порядок, а ребенок не доставлял бы никаких хлопот.
Личного места в квартире нет у многих детей. Сделал уроки за общим столом – все убери. Поиграл – сложи игрушки в шкаф. Почитал – поставь книгу на полку, что она на диване валяется. Вот девочка, запершись в ванной, принимается смешивать разные шампуни в пустом флаконе – разоблачена, наказана, объявлена ненормальной. И мальчик, хранящий под матрасом личный дневник, конфеты, монетки, уличен и высмеян. Кровать второго яруса его не защитила.
Как не понять: внутренний мир человека нуждается во внешнем оформлении. Нет своего пространства, места уединения, «домика» – нет внутреннего развития. Это не обязательно отдельная комната. Место под батареей, где спят куклы, – это о том же. Часть подоконника, где ребенок проращивает зернышко. Уголок за диваном, где никто его не потревожит. Свой шкаф или хотя бы своя полочка. Мир, где можно действовать по своему усмотрению.
Но у нас все под контролем. И детей, которые, придя в первый класс, ни разу в руках ножницы не держали, все больше. Да что там ножницы – кисточку, карандаш! И беда не в том, что моторика у них никакая, а в том, что они боятся деятельности. Ни за что не берутся: «Я могу все испортить», «Это опасный предмет, он не для детей» или «Нет-нет, еще испачкаюсь!»
«Повлиять на среду – повлиять на человека» – была убеждена Мария Монтессори. Идеально, когда дома у ребенка есть свое насыщенное, структурированное пространство, которое ему помогли создать родители. В нем можно пробовать, осваивать, экспериментировать. Не только одному, но и в совместной деятельности. «Что-то вместе делаем» – это значит, что стол ребенка не задвинут в угол, а полки – на досягаемой высоте. Их содержимое в ведении хозяина, но тут же могут висеть и разноцветные записочки от мамы – напоминания наподобие плана действий: доделал дело – сними стикер со стены, опусти в конвертик.
В пространстве ребенка хорошо работает то, что мобильно, ситуативно, креативно. То, что направлено на развитие. Вовсе не плакат «Ты должна стать отличницей!», под которым девочка с зашкаливающим уровнем школьной тревожности живет уже третий год…