Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Насколько хорошо учителя распознают психологические состояния детей? Чтобы ответить на этот вопрос, сотрудники лаборатории социально-психологических исследований при Самарском государственном медицинском университете провели исследование, в котором приняли участие ученики младших классов и учителя города Самары.
Увы, результаты оказались неутешительны. Исследования показали, что процент распознавания очень низок (не более 37%). Выяснилось также, что во время опроса (когда школьники отвечают на вопросы учителя у доски или с места) педагоги зачастую понимают состояние ребенка лучше, чем в других школьных ситуациях.
Как пишет заведующая лабораторией социально-педагогических исследований В.Е.Мензул в статье «Оценка психологических состояний младших школьников» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 2 за 2008 год), лучше всего учителя распознают такие состояния, как сосредоточенность (ситуация «в школе» – 24%; ситуация «опрос» – 34%), тревога (ситуация «в школе» – 26%; ситуация «опрос» – 31%), радость (ситуация «в школе» – 37%; ситуация «опрос» – 26%). К наименее распознаваемым состояниям в ситуации «опрос» относятся: удовольствие (7%), удивление (7%), обида (6%), стыд (3%), озарение (12%), вдохновение (11%).
Особое внимание ученые обращают на наиболее типичные для школьной жизни состояния: усталости, сосредоточенности и тревоги. При этом для ситуации «в школе» типичны переживания радости и обиды, а для «опроса» – состояния страха и сомнения. По сравнению с другими школьными ситуациями при опросе спектр переживаемых детьми чувств значительно сужается.

Ученые Центра социологии образования РАО провели детальное исследование, посвященное различным аспектам отношения учеников 9–11 классов к школьному самоуправлению. Результаты исследования отражены в статье В.С.Собкина и Е.В.Николашиной «Школьное самоуправление: мнения старшеклассников» («СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ», № 3 за 2008 год).
Что же выявили социологи?
32,2% респондентов считают, что в их школе самоуправления нет. Еще 27,5% опрошенных заявили, что «мне ничего не известно о существовании самоуправления в школе».
Примечательно, что по критерию понимания задач школьного самоуправления ребята четко разделились на две группы. Одни ученики связывают функции самоуправления с внутришкольной жизнью: организация праздников, внеклассной работы, поддержание дисциплины в классе. Другие – указывают на разрешение конфликтов, возникающих между учителями и учениками. В первую группу, как правило, входят отличники и дети, родители которых имеют высшее образование. Значительную часть второй группы составляют ученики с низкой успеваемостью, а также школьники, которые чувствуют себя одинокими среди старшеклассников, и подростки из плохо обеспеченных семей (зачастую все три названные характеристики можно отнести к одному и тому же человеку). Как правило, школа у этих ребят ассоциируется прежде всего с проблемами в учебной деятельности и конфликтными ситуациями.
Подростковый возраст – время социального экспериментирования и поиска: подросток стремится выстроить приемлемые для него отношения с миром и с самим собой. Это непросто. Одной из проблем, например, является присущая многим подросткам так называемая негативная «Я-концепция». Негатив заключается в том, что в общем и целом подросток оценивает себя как «Я – плохой» и не принимает никаких своих качеств – ни физических, ни личностных, ни коммуникативных, ни социальных.
Чтобы помочь ребятам в разрешении этой и других проблем, педагоги школы № 82 города Ульяновска открыли в своем образовательном учреждении Синтон-клуб («син» с греческого – «вместе», а «тон» – это «тон» или «звук»). В психологии «синтонным» называют человека, который в противоположность «конфликтному» легко настраивается на волну собеседника и свободно входит в контакт. Школьный Синтон-клуб дает возможность свободно общаться, определять свои жизненные планы, прояснять перспективу будущего, а в итоге продвигаться в личностном развитии, самоопределении и
самоидентификации. Более подробно об этом можно прочесть в статье Я. В. Гуралевич «Синтон-клуб – школа общения и взаимодействия подростков» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 3 за 2008 год).

Рейтинг@Mail.ru