Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
М.Кронгауз
Русский язык
на грани нервного срыва
М.: Знак, 2007
Несмотря на то, что книжку написал профессор, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ etc., нельзя сказать, что она будет интересна исключительно филологам. Совсем даже наоборот: вряд ли найдется человек, которому читать ее будет неинтересно (при условии, что он вообще что-нибудь читает). Потому что автор говорит о языке, в пространстве которого мы все живем. И раздражаемся от изобилия непонятных и непроизносимых иностранных слов. Спотыкаемся о всевозможные мусорные словечки. Тихо кипим от молодежного сленга. Морщимся от тюремного жаргона, пропитавшего даже официальную речь. И даже больше того: предвидим скорую и мучительную кончину великого и могучего.
Так вот, расстраиваться не надо, слухи о надвигающейся катастрофе сильно преувеличены, а негодование по многочисленным поводам вы сможете разделить с автором: «Недавно на Садовом кольце я обратил внимание на вывеску – «Элитные американские холодильники». Если вы улыбнулись, значит, не все еще потеряно». Его тоже раздражают не к месту приплетенные англоязычные словечки, коробит от слова «блин» и вывески «эксклюзивная баранина».
Только Максим Кронгауз может внятно и легко рассказать о каждом таком случае, причем с точки зрения «просвещенного обывателя», без высоконаучного снобизма. Но и в тех отрывках, где автор выпускает «на свободу временно подавленного» в себе лингвиста, он остается понятным и легкочитаемым. Он умудряется точно и по делу говорить даже о таких сложных проблемах, как закон о языке или школьная словесность.
Но больше всего мне пришлось по душе то, как автор говорит обо всех этих возмутительных вопросах – с улыбкой и без раздражения: «Русский язык в интернете это, конечно же, черт знает что такое. Но притом это все равно русский язык».
В конце концов самым нервным в книге оказалось название. Да и то в послесловии читаем: «Я писал эту книжку не потому, что русский язык находится на грани нервного срыва. Переживаем и нервничаем мы сами, и, наверное, это правильно. Только не надо переходить ту самую грань».
Б.М.Бим-Бад
Подготовка к власти:
документальное повествование
о политической педагогике
Ульяновск, 2007
Политическая педагогика? Это словосочетание кажется загадочным, пока, открыв книгу, не понимаешь, что речь идет о воспитании ребенка, который от рождения был предназначен для политической деятельности. Ребенок этот – Александр II, один из самых толковых и человечных наших монархов. Автор предполагает, что это в немалой степени заслуга его воспитателей.
В сегодняшней России, конечно, не много найдется педагогов, обучающих принцев или великих князей. Но не спешите откладывать книжку лишь на этом основании. Это не свод правил дворцовой, паркетной педагогики, а детальный рассказ о воспитании мудрого, успешного, ответственного и гуманного человека. А кто из нас не мечтает воспитать эти качества в своих учениках?
Не менее интересной частью книги для современного учителя может стать разворачивающаяся история взаимоотношений юного воспитанника и его наставника В.А.Жуковского. Приведены его выписки из источников мировой литературы; «план учения», подробно распределяющий занятия Александра с восьми до двадцати лет; размышления о том, кого из учителей пригласить для преподавания; методические обоснования, которые учитывают особенности возраста. Распланирован даже распорядок дня («вставать в 6 часов»).
Последний раздел книги содержит размышления о том, как описанный опыт может быть экстраполирован на современную школу. В главах «Сама среда школы должна учить побеждать в жизни», «Развитие способностей», «Развивающие способности методы обучения», «Содержание образования» показано, что принципы и ценности, сформулированные почти два века назад, не потеряли своей актуальности.