Вторая тетрадь
Школьное дело
УРОКИ БЕЗ ЗВОНКОВ
Воспитание кадром
Когда учебные фильмы обретают педагогическое значение
Различные видеопроекты давно используются в педагогике зарубежных стран. С появлением простых и довольно дешевых средств видеосъемки и монтажа они стали возможными и для нас.
Отчет о походе или поездке, видеорассказ об исследовании могут стать и эффектным способом демонстрации результатов любого учебного или внеурочного проекта,
и отдельной проектной работой.
С помощью создания школьных любительских видеофильмов можно
сделать и серьезные социально значимые проекты.
Маленькая школа, расположенная в маленьком городке Германии. На тот момент времени в этом городе муниципальные власти мало внимания уделяли проблемам инвалидов. Не было пандусов, было трудно на инвалидном кресле перейти дорогу из-за высокого барьера между тротуаром и проезжей частью. Планируя свой проект, ребята решили изменить несправедливую ситуацию, донести до сведения властей просьбу-требование: обустроить город так, чтобы люди в инвалидных колясках могли в нем нормально передвигаться, не испытывая постоянных неудобств.
Было решено снять постановочный видеофильм. Один из учеников в течение дня играл роль инвалида, другие снимали все, что с ним при этом происходило. Юноша сел в инвалидную коляску и попробовал доехать до школы, потом – до магазина… Нетрудно представить, что пришлось ему преодолеть.
Готовый фильм был представлен в муниципалитет вместе с официальным письмом с предложением изменить создавшуюся в городе неблагоприятную ситуацию.
Другой социальный фильм сделали ученики московской школы. Группа девятиклассников побывала на выставке, посвященной шведскому бизнесмену и дипломату Раулю Валленбергу, сумевшему в конце Второй мировой войны спасти жизнь десяткам тысяч венгерских евреев. Современные дети слишком мало знают о фашизме. Сухие строки учебников, безликий перечень сражений, статистика погибших – все это вряд ли передает весь ужас и трагизм, пережитые поколениями наших дедов и прадедов. История одного конкретного человека подействовала на ребят оглушительно. Захотелось поделиться своими переживаниями. Так возникла идея фильма «Рауль Валленберг – и один в поле воин».
Ребята отсняли материал. Работа над озвучиванием видеокадров выставки потребовала глубоких знаний в области истории. Было прочитано и проанализировано большое количество статей, книг по Холокосту. Чтобы найти музыкальное сопровождение, по силе эмоционального воздействия соответствующее видеоряду, ребята прослушали огромное количество классических произведений.
Глубокое знание предмета, потребовавшееся, чтобы создать данный фильм, определяет значимость проделанной работы с образовательной точки зрения. Информативная ценность фильма не вызывает сомнений. Его можно использовать как иллюстративный материал на занятиях по истории, на тематических мероприятиях, на занятиях в телестудии. Но кто оценит воспитательное значение проекта?
Фильм из учебной, творческой работы превратился в социально значимый поступок. Редкая судьбы для школьного проекта.