Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

УРОКИ БЕЗ ЗВОНКОВ


Воронцова Наталия

Школьная газета, сайт... телестудия!

Информационные проекты как источник образовательных ситуаций

Весной в школе происходит масса событий, которые просто необходимо запечатлеть навеки: турслет, защита проекта, экзамен, последний звонок, выпускной вечер, наконец. Обычно родственники и друзья участников снимают торжественные мероприятия на сотовые телефоны, домашние камеры. Эти мутные дрожащие кадры пропадают в никуда после нескольких беглых просмотров. Официальные фотостенды, оформленные под чутким руководством завуча, с невыразительными напряженными лицами, сухие заметки школьной стенгазеты не помогают сохранить живое воспоминание. А почему бы не воспользоваться ситуацией, страстным желанием ребят «остановить мгновение»? Может, стоит открыть школьный пресс-центр? И особенный интерес представляет школьная телестудия.

Применяем на практике

Если информационные потоки, являющиеся результатом деятельности различных школьных структур, упорядочить, сделать доступными для пользователя любого уровня, то получится единое информационное пространство школы. Правда, для этого придется освоить методы работы с информацией, придумать и наладить способы координирования объектов информационного поля, создать единую информационную базу. Прекрасная возможность практической деятельности!
Например, готовится школа к празднику. Ребята несколько недель упорно репетируют, чтобы один раз показать результат своего труда. И как обидно им бывает, если этот труд по какой-то причине остался не замечен. Теперь представим, что на концерте присутствуют представители средств массовой информации, пусть даже школьного уровня. Фото- и видеосъемка кратко и ярко расскажет о лучших эпизодах праздника, оставит память о нем в школьной информационной базе. Газета оценит одних и покритикует других. И если хотя бы один участник в этой творческой связке раскроется по-новому  – значит, его труд (будь это труд газетного критика, оператора, артиста, музыканта или просто работника сцены) не прошел даром. Будьте уверены, дети поймут это сами!
Если экскурсия, поход или путешествие будут освещены в школьных СМИ (на этапе подготовки и после проведения), то желающих поучаствовать в таких мероприятиях будет гораздо больше.
Если о результатах конкурсов и олимпиад можно будет узнать не только из скучного списка, но и из видеоролика или из газетного интервью, мотивация участия в таких мероприятиях повысится.
Если на школьном сайте каждый учитель будет иметь собственную страницу, участие родителей в образовательном процессе станет более активным.
Пожалуй, самой сложной частью создания информационного поля является координирование его структур. Этой задаче нужно отвести центральное место, ибо возникающие в разное время и с разной целью и существующие сами по себе информационные объекты не более чем части еще не собранной вещи. Один из способов решения такой сложной задачи – создание координационного центра. Представители классов, собираясь вместе, делятся информацией о перспективах на ближайшую неделю, выделяют главное и отсеивают второстепенное. Результатом их работы становится список школьных проблем, новостей, мероприятий, определяющих направление информационных разработок по объектам.

Особенности работы в телестудии

Самый существенный элемент описанного информационного поля – школьное телевидение.
Первые творческие опыты ребята делают самостоятельно. После изучения правил видеосъемки каждый получает задание снять небольшой видеосюжет. Потом ученики и педагоги вместе просматривают эти сюжеты, определяют качество отснятого материала, отмечают удачные кадры, анализируют ошибки, находят неиспользованные возможности и простраивают композицию монтажной работы. Монтаж видеоматериала каждый выполняет самостоятельно, но завершенные работы представляются для коллективного обсуждения.
Когда ребята овладели правилами и техникой индивидуальной работы, когда определились их слабые и сильные стороны, пора формировать рабочие коллективы с учетом особенностей характеров и возможностей сотрудников. Кто-то умело обращается с камерой, кто-то с удовольствием берет интервью или сочиняет дикторский текст, кто-то – эксперт по части музыкального оформления, а особо трудолюбивые кропотливо обрабатывают видеоматериал в мультимедийных средах.
Важно, что над созданием фильма трудятся не отдельные личности, а коллектив единомышленников. Как правило, уровень ответственности за труд, сделанный коллективом, падает пропорционально количеству участников. Работа над фильмом представляет собой сложное взаимодействие всех специализаций, поэтому самое трудное – это научить ребят работать в группе, тем более что с приходом в нашу жизнь информационно-коммуникативных технологий личностная коммуникативность идет на убыль.

Движение по маршруту без карты и компаса

Многие методы традиционной школы не подходят для обучения юных видеолюбителей. Возьмем репродуктивный или трансляционный метод. Предположим, ребята прослушали подробную лекцию о том, как осуществляется монтаж. Смогут ли они самостоятельно работать, опираясь на полученные объяснения? Скорее всего нет. Недостаток трансляционного метода – его оторванность от практики. Это как поиск пути по предварительному объяснению. Отправляясь в поход, вы прослушали описание маршрута, но часть объяснений забыли, кое-что перепутали, и найти дорогу без дополнительных уточнений вам нелегко.
Объяснительно-иллюстративный метод применим только в случае, когда надо продемонстрировать ребятам принципы и этапы монтажной работы. Видеофрагменты, наглядно показывающие этапы работы над видеоматериалом, хорошо объясняют задачи и сложность монтажа: вот видеоматериал, из которого мы вырезаем лишнее, склеиваем переходами части фильма, убираем звук там, где он не нужен, полученную заготовку фильма озвучиваем, накладывая дикторский текст или музыку.
Это можно сравнить с поиском пути по плану. Идти легче, но есть свои трудности. Не все умеют одинаково хорошо ориентироваться, бывает, план недостаточно подробный. И повторить пройденный путь без плана будет почти так же сложно, как и в первый раз.
Модель частично-поискового метода – это путь к объекту в сопровождении опытного проводника. Вас ведут, акцентируя ваше внимание на вехах и этапах пути, не давая отклониться от цели. Ученик будет монтировать свой будущий фильм под руководством преподавателя, который предостережет от возможных ошибок и сэкономит время ребенка. Слабая сторона этого метода в том, что, принимая во внимание сложность изучаемого процесса, каждому ученику нужно уделить несколько часов, а построить работу студии как последовательность индивидуальных занятий невозможно.
Моделью исследовательского метода можно назвать самостоятельный путь до цели. Ребята накапливают положительный опыт, используя метод проб и ошибок. Они снимают то, что нравится им, они воспринимают происходящее через призму собственного взгляда на мир, где отражены их ценностные приоритеты, они создают то, чем хотят поделиться с окружающими. Достигнув цели, авторы уже никогда не забудут пройденный путь, потому что слишком много усилий потратили на его поиск.

Вопросы мотивации

Необходимые усилия будут приложены детьми только в случае их высокой мотивации к предмету обучения. Как же ее получить? Ответ достаточно прост. Позвольте ученикам творить!
Вы замечали, как светятся глаза детей, когда они видят результат своего творчества? Важно не спугнуть это созидательное начало, не обидеть строгой, пусть и справедливой, критикой.
Чтобы дети, которых мы учим, стали успешны, их умения и знания востребованы, мы должны пересмотреть приоритеты и сместить их в область практических и творческих навыков.
Возможность участия в различных социальных и культурных проектах – это еще и способ проявить себя, отличный от традиционного школьного обучения. Предположим, ребенок, слабо успевающий в науках, проявил себя как талантливый актер или художник. Получив возможность раскрыться, заслужив положительную оценку своих способностей от педагогов, уважение одноклассников, он обретает уверенность в себе, а следовательно, получает новый стимул для самосовершенствования. И этот стимул, как правило, распространяется не только на область успеха, но и на другие сферы учебной деятельности.

Рейтинг@Mail.ru