Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

РАЗГОВОР В УЧИТЕЛЬСКОЙ


Суксова Виктория

Как учителю не сгореть на работе

Что нужно знать, чтобы побороть усталость и стресс

Учебный год покатился под горку, но впереди еще ох как много забот и волнений. А энергия, кажется, уже на исходе.
Такое случается со многими, особенно долго проработавшими в школе, учителями. Профессиональное выгорание – констатируют специалисты. Так что же, педагоги обречены на этот ежегодный бег по кругу наперегонки с выгоранием? Мы обратились за комментарием к специалисту центра «Перекресток», который занимается развитием системы профилактики профессионального выгорания специалистов школ в рамках Инновационной образовательной программы МГППУ.

Сотрудников нашего центра довольно часто приглашают в школы для проведения тренингов. Способ работы заключается в том, чтобы дать возможность человеку выговориться; сформулировать, что в собственном восприятии, поведении, реакциях его беспокоит; предположить, какие причины загоняют его в это тяжелое состояние. Даже по поводу способов помощи самому себе мы ничего не навязываем, а стремимся определить их индивидуально для каждого в подробном разговоре с этим человеком.

Признаки выгорания

Профессия учителя принадлежит к числу помогающих. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а восстанавливать душевные силы, пополнять их забывает, не успевает. Усталость и стресс накапливаются.
Вот некоторые характерные симптомы, о которых упоминают учителя:
– ощущение тупика, одиночество;
– периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи;
– ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации;
– понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока;
– резкость и несдержанность в общении с коллегами;
– не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен;
– начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть);
– непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе;
– ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата;
– желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги;
– ощущение бесправия и принесения себя в жертву;
– желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше;
– комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь;
– начинаешь хуже выглядеть;

Почему это происходит

Не многие отдают себе в этом отчет, но ситуацию усугубляет одиночество учителя в школе – как ни странно это звучит. Педагог всегда в круговороте дел, обязанностей, в череде уроков и сутолоке перемен, но он один – перед администрацией, перед требованиями родителей, перед учениками. Учитель отвечает за все, не имея возможности разделить это бремя, посоветоваться, получить поддержку в трудный момент. Недаром в учительской почти всегда можно услышать, как педагоги жалуются друг другу на очередные свои проблемы. Это означает, что они нашли стихийный, но довольно действенный способ психологической разгрузки.
Выгорание провоцируется и чувством несвободы, тотального контроля, бессмысленных требований. В числе других причин учителя чаще всего называют:
– большое количество детей в классе, поточную работу;
– неумение снять напряжение, слить негативные эмоции;
– маленькую зарплату;
– недостаточность профессиональной поддержки;
– слишком большую ответственность за воспитание и обучение детей, нехватку помощи и контакта с родителями;

Домашнее задание: порадовать себя

Налаженной системы профессиональной поддержки учителя в массовой школе практически нет. Значит, сопротивляться возможному выгоранию приходится самостоятельно. Хорошим способом может стать работа в паре с тем коллегой, которому вы доверяете. Это и поочередное заполнение документов, и совместные обсуждения профессиональных проблем, и взаимопомощь во всех организационных делах. Такая кооперация существенно облегчает жизнь и дает ощущение защищенности. Близки к этому методы супервизии и интервизии, которые зачастую используют сами психологи, тоже подверженные выгоранию. Супервизор – это опытный, авторитетный коллега, к которому можно обратиться за помощью и советом. А интерви-
зия – обсуждение в группе единомышленников, помогающих вам увидеть проблему с разных сторон, предлагающих разные пути ее решения.
Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Можно, конечно, руководствоваться психологическими советами из соответствующих книжек, но поверьте, пожалуй, самые лучшие реабилитационные способы очень индивидуальны. Кто-то сбрасывает напряжение, когда громко поет, кто-то предпочитает полежать в ванне или просто посидеть в одиночестве с закрытыми глазами. Поэкспериментируйте, попробуйте разные варианты. Только дайте себе слово делать это обязательно: завтра я пойду пешком через парк, вместо того чтобы ехать на автобусе, а послезавтра каждые полтора часа буду делать перерыв и десять минут слушать музыку. И сообщите о своем решении близким: пусть их напоминание и заинтересованное внимание помогут вам не отступать от вашего плана.
Возможно, вы захотите попробовать средства, предложенные вашими коллегами во время тренингов:
– чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации;
– долгий и крепкий сон, возможность выспаться;
– не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален;
– отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять;
– искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных;
– умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь);
– заниматься чем-то совсем не похожим на обычную повседневную работу;
– занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога…) и водные процедуры (душ, ванна, сауна);
– опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать;
– развлечения (поход в кино, в кафе...);
– любимые занятия (чтение, пение, садоводство…);
– общение с природой (прогулки в парке и по лесу);
– установление простого человеческого контакта с учениками;
– позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами;
– человеческая поддержка со стороны начальства;
– отдых после работы в тишине;
– умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы;
– общение с близкими и друзьями;
– общение с любимым человеком;
– профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений;
– выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее.

Рейтинг@Mail.ru