Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ


Кардашина Ольга

Обучение, которое воспитывает самостоятельность

Попробуем предусмотреть возможность выбора для ученика на любом этапе учебного процесса

Инициатива, самостоятельность… Вроде бы все уже согласны с тем, что развитие этих качеств должно стать одной из главных целей образования. Но если говорить о массовой школе, эта цель сегодня относится скорее к области благих пожеланий, нежели к педагогической практике. И дело тут не только в сложности перехода на новые методики и технологии. Проблема глубже
и серьезнее: современные образовательные задачи требуют изменения основных профессиональных установок.

В последние годы в психологические центры стали чаще обращаться студенты первых-вторых-третьих курсов. Практически все они приходят с одной и той же проблемой: глубокого личностного неуспеха в связи с хронической академической неуспеваемостью.
Одна из основных причин в том, что вчерашний школьник оказывается психологически не готов к вузовскому обучению.
Привыкшие работать в школе со стандартизированными заданиями, юноши и девушки теряются, когда, например, им предлагается ответить на вопрос: почему вы так считаете? Или привести аргументы «за» и «против».
Каким образом учитель может подготовить ребенка к новой социальной роли?
Конечно же в школе необходимо учить детей работать в условиях дефицита времени, решать нестандартные задачи. Но может быть, самой главной педагогической задачей должно стать развитие самостоятельности учеников. Каким образом?
Прежде всего чрезвычайно важно попытаться услышать, что скажет подросток в ответ на вопрос: зачем? Этот вопрос вообще стоит задавать как можно чаще, поскольку поиск ответов на подобные вопросы позволяет наполнить личностно значимыми смыслами учебный предмет и собственное образование в целом. Зачем я пошел в 10–11 класс? Это надо мне или только моим родителям?
Зачем нужно грамотно писать, когда есть компьютерная система, исправляющая ошибки? Зачем мне использовать много разнообразных слов, когда я могу говорить на языке блогов?
Учителя математики любят повторять фразу Ломоносова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». А зачем приводить ум в порядок? Ведь интересные творческие ходы часто придумываются в запутанных сложных обстоятельствах, возникают как бы из хаоса. А может быть, существует какое-то оптимальное соотношение хаоса и порядка? И что такое хаос в физике? А в литературе? Это все очень интересные вещи.
Что еще способствует развитию самостоятельности? Предоставленные старшеклассникам многочисленные возможности выбора. Что вы предпочтете: выполнить две самостоятельные работы или одну контрольную? Какой вид деятельности вы выбираете: пересказ материала и ответы на вопросы или вам хотелось бы порешать задачи философского характера о времени и пространстве? Какой сложности задание вы готовы выполнить сегодня?
Некоторые учителя выдвигают дифференцированные требования: чтобы получить тройку достаточно сделать то-то, для четверки необходимо то-то, а для пятерки... И как правило, находятся ученики, которые постоянно выбирают задание одного и того же уровня сложности, например, на четверку. В этом случае учитель может обратить внимание школьника на последствия его выбора: ты уверен, что тебе достаточно четверки, или хотел бы попробовать повысить планку, поскольку этот опыт может тебе пригодиться во время обучения в вузе и далее в твоей будущей профессиональной деятельности. Твое реше-
ние – это, по сути, ответ на вопрос: какую модель поведения я выбираю? Плыву по течению? Иду ни шатко ни валко? Сижу на обочине дороги? Либо: я принимаю на себя ответственность за тот способ действия, посредством которого я овладеваю этим предметом?
Простые вроде бы вещи, но сегодня мы сплошь и рядом сталкиваемся с последствиями традиционной системы обучения, когда дети не желают брать на себя труд выбора. Они недоумевают: почему это я должен говорить, что хотел бы сделать?
Проблема в том, что учителю, привыкшему работать в рамках ЗУНовской парадигмы, трудно переориентироваться на другие педагогические задачи. В этой связи отметим, что педагогу необходимо научиться вместе с учениками проживать эту ситуацию перекрестка: если я пойду направо – получу то-то, пойду налево – получу то-то. В таких ситуациях у взрослых обычно возникает сильное желание скорее подтолкнуть ребенка к движению по какой-то дороге, которая нам кажется правильной. А важно в какой-то момент выдержать паузу, чтобы старшеклассник сам выбрал определенный вид деятельности и сделал ответственный выбор. Например, дать школьнику время подумать над тем, стоит ли ему решать задачу самостоятельно или, может быть, совместно с одноклассником. Возможно, ему проще работать одному, но он выберет работу в паре, так как это будет новый и значимый для него опыт.

Рейтинг@Mail.ru