Вторая тетрадь
Школьное дело
ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ
Обучение, которое воспитывает самостоятельность
Попробуем предусмотреть возможность выбора для ученика на любом этапе учебного процесса
Инициатива, самостоятельность… Вроде бы все уже согласны
с тем, что развитие этих качеств должно стать одной из главных целей образования. Но если говорить о массовой школе,
эта цель сегодня относится скорее к области благих пожеланий, нежели к педагогической практике. И дело тут не только в сложности перехода на новые методики и технологии. Проблема глубже
и серьезнее: современные образовательные задачи требуют изменения основных профессиональных установок.
В последние годы в психологические центры стали чаще обращаться студенты первых-вторых-третьих курсов. Практически все они приходят с одной и той же проблемой: глубокого личностного неуспеха в связи с хронической академической неуспеваемостью.
Одна из основных причин в том, что вчерашний школьник оказывается психологически не готов к вузовскому обучению.
Привыкшие работать в школе со стандартизированными заданиями, юноши и девушки теряются, когда, например, им предлагается ответить на вопрос: почему вы так считаете? Или привести аргументы «за» и «против».
Каким образом учитель может подготовить ребенка к новой социальной роли?
Конечно же в школе необходимо учить детей работать в условиях дефицита времени, решать нестандартные задачи. Но может быть, самой главной педагогической задачей должно стать развитие самостоятельности учеников. Каким образом?
Прежде всего чрезвычайно важно попытаться услышать, что скажет подросток в ответ на вопрос: зачем? Этот вопрос вообще стоит задавать как можно чаще, поскольку поиск ответов на подобные вопросы позволяет наполнить личностно значимыми смыслами учебный предмет и собственное образование в целом. Зачем я пошел в 10–11 класс? Это надо мне или только моим родителям?
Зачем нужно грамотно писать, когда есть компьютерная система, исправляющая ошибки? Зачем мне использовать много разнообразных слов, когда я могу говорить на языке блогов?
Учителя математики любят повторять фразу Ломоносова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». А зачем приводить ум в порядок? Ведь интересные творческие ходы часто придумываются в запутанных сложных обстоятельствах, возникают как бы из хаоса. А может быть, существует какое-то оптимальное соотношение хаоса и порядка? И что такое хаос в физике? А в литературе? Это все очень интересные вещи.
Что еще способствует развитию самостоятельности? Предоставленные старшеклассникам многочисленные возможности выбора. Что вы предпочтете: выполнить две самостоятельные работы или одну контрольную? Какой вид деятельности вы выбираете: пересказ материала и ответы на вопросы или вам хотелось бы порешать задачи философского характера о времени и пространстве? Какой сложности задание вы готовы выполнить сегодня?
Некоторые учителя выдвигают дифференцированные требования: чтобы получить тройку достаточно сделать то-то, для четверки необходимо то-то, а для пятерки... И как правило, находятся ученики, которые постоянно выбирают задание одного и того же уровня сложности, например, на четверку. В этом случае учитель может обратить внимание школьника на последствия его выбора: ты уверен, что тебе достаточно четверки, или хотел бы попробовать повысить планку, поскольку этот опыт может тебе пригодиться во время обучения в вузе и далее в твоей будущей профессиональной деятельности. Твое реше-
ние – это, по сути, ответ на вопрос: какую модель поведения я выбираю? Плыву по течению? Иду ни шатко ни валко? Сижу на обочине дороги? Либо: я принимаю на себя ответственность за тот способ действия, посредством которого я овладеваю этим предметом?
Простые вроде бы вещи, но сегодня мы сплошь и рядом сталкиваемся с последствиями традиционной системы обучения, когда дети не желают брать на себя труд выбора. Они недоумевают: почему это я должен говорить, что хотел бы сделать?
Проблема в том, что учителю, привыкшему работать в рамках ЗУНовской парадигмы, трудно переориентироваться на другие педагогические задачи. В этой связи отметим, что педагогу необходимо научиться вместе с учениками проживать эту ситуацию перекрестка: если я пойду направо – получу то-то, пойду налево – получу то-то. В таких ситуациях у взрослых обычно возникает сильное желание скорее подтолкнуть ребенка к движению по какой-то дороге, которая нам кажется правильной. А важно в какой-то момент выдержать паузу, чтобы старшеклассник сам выбрал определенный вид деятельности и сделал ответственный выбор. Например, дать школьнику время подумать над тем, стоит ли ему решать задачу самостоятельно или, может быть, совместно с одноклассником. Возможно, ему проще работать одному, но он выберет работу в паре, так как это будет новый и значимый для него опыт.