Вторая тетрадь
Школьное дело
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Оценка или контроль?
Оказывается, если рассматривать оценивание как процесс, противоположный контролю, можно найти выход из множества затруднительных педагогических ситуаций
Началась последняя четверть учебного года,
впереди – итоговая оценка и контроль знаний учащихся.
Оценка и контроль… Мы привыкли к тому, что эти два слова вместе, и не задумываемся, чем они отличаются. Тем не менее разница между ними настолько велика, что игнорирование чего-то одного может в корне изменить всю педагогическую деятельность.
Оценка – не контроль!
Педагогической оценке (напомним, что в педагогике слова «оценка» и «оценивание» являются синонимами) посвящено огромное количество популярных и научных статей. Удивительно, но почти во всех этих текстах слово «контроль» либо вообще не фигурирует, либо используется как часть оценки. Вот один из самых обычных разговоров в школе: «Вы провели итоговую оценку и контроль знаний?» – спрашивает директор. «Да, конечно, отметки уже выставлены в журнал!» – отвечает учитель. И все забывают: отметка вовсе не оценка результатов учебы!
Однако те, кто несколько десятилетий назад ввел (как один из обязательных этапов педагогической деятельности) «оценку и контроль знаний», не объединяли эти два понятия: соединительный союз «и» между ними показывает, что это два
отдельных, причем равноправных процесса.
Контроль – это процесс сравнения достижений отдельного ученика с некоторым эталоном, с требованиями, заданными изначально для всех. Результатом контроля является не оценка, а отметка: учитель, проводя контрольные работы, тестирования, опросы, в виде цифры (отметки) дает количественное выражение этого сравнения.
«Оценка» – это определение ценности. А педагогическая оценка – определение ценности достижений каждого конкретного ученика. Это сложный процесс, который может быть организован педагогом, но в котором участвуют все субъекты образования. Результатом педагогической оценки является не только мнение учителя о ребенке, но и… оценка ребенком учителя, и многое другое. Следствием педагогической оценки является динамика (положительная или отрицательная) межличностных отношений в коллективе, самооценки каждого из учеников. К сожалению, этот важный, необходимый и детям, и их родителям, и учителям процесс оценивания повсеместно выводится за пределы урочных занятий. В результате отношения учителя и ученика, учителя и родителей чаще всего принимаются во внимание только в воспитательной деятельности. Тем не менее нередко именно эти отношения становятся причиной неуспеваемости или, напротив, успешности в учебе.
Можно ли оценить знания?
Попробуем проанализировать с этой точки зрения педагогическую деятельность при подведении итогов работы учителя-предметника. Предположим, до детей доведена некоторая информация, программный материал; осуществлены дополнительные мероприятия, направленные на его усвоение, закрепление. Как оценить результат работы, не превращая оценивание в контроль?
Существует множество различных технологий (например, самооценка, рефлексия, портфолио и др.), которые были созданы специально для проведения такого рода оценивания. Однако даже при их использовании учитель часто в результате оценивания выставляет отметку. Искушение слишком велико: контролировать уровень знаний все равно надо, а выставить отметки гораздо проще, чем оценить достижения каждого ученика.
А что, если сделать наоборот? Например, сначала провести контроль знаний (способом, который учитель считает объективным) и выставить детям отметки, а потом организовать оценивание, заранее договорившись с ребятами, что итоговая отметка после оценивания может быть улучшена, но ухудшена быть не может. Этот простой прием позволит ребятам спокойно и тщательно проанализировать результат своей учебы, а учителю – лучше понять, чему на самом деле он научил своих учеников за истекший период.
Приемы педагогического
оценивания
Что может быть целью педагогического оценивания, отделенного от контроля знаний? Есть ли некоторые общие принципы, отличающие эту деятельность учителя? Можно ли говорить о ее этапах? Существуют ли технологии, позволяющие учителю выработать собственный способ оценивания результатов обучения?
Педагогическое оценивание должно показывать развитие конкретного ученика вне сравнения его с другими. Оно должно стимулировать учебную деятельность, демонстрировать возможные пути достижения главной цели образования.
Первый и очень важный этап работы – анализ учителем детской оценки его деятельности. Комфортно ли ребятам на уроках? Интересно ли заниматься данным предметом? Ответы на эти вопросы очень важны: они позволяют понять детский запрос и истинный результат обучения.
Именно для того, чтобы понять, как на самом деле ученики воспринимают проводимые учителем занятия, показать детям важность для учителя их оценки происходящего, многие педагоги организуют специальные виды работы: проводят анкетирование, дискуссии об изучаемом предмете, обсуждают критерии оценивания. Технологии этой работы, к сожалению, до сих пор плохо проанализированы.
Только после того как от учеников получена «обратная связь», учитель, опираясь на ее результаты, может оценить и детское продвижение. На этом этапе важно показать каждому ребенку, чему научился именно он, что смог сделать наиболее успешно. Показывать недостатки, пробелы можно и нужно, но при этом обязательно следить за восприятием детьми этой информации. «Меня радует, что ты... но огорчает, что…» Эта формула позволяет учителю выразить свою точку зрения, не обвиняя ученика в том, что у него что-то не получается.
Для каждого ребенка важна оценка родителями, знакомыми, друзьями результатов его учебы. Поэтому при организации оценивания необходимо найти способы демонстрации личных достижений учащихся. Многие из таких способов хорошо используются и давно показали свою эффективность: выставки достижений, портфолио, публичные демонстрации результатов отдельных учебных проектов.
И, наконец, последний (но не по важности!) этап – выведение учеников на самооценку. От того, как в результате всего процесса работы ребенок оценит свои достижения, зависит его успешность в изучаемом предмете. Если самооценка понизилась, вряд ли это подвигнет его к саморазвитию, к особому вниманию к данному учебному предмету. Самооценка каждого ученика должна оставаться в центре внимания педагога.
Именно поэтому некоторые учителя весь процесс оценивания начинают с организации детской рефлексии и заканчивают ею же. При этом у педагогов появляется возможность с самого начала корректировать возникающие негативные тенденции. Например, если на вопрос учителя, чему, по мнению ребят, каждый из них научился за определенный промежуток времени, кто-то отвечает: «Ничему. У меня как была тройка, так и осталась. Я не понимаю предмет» – это ответ человека с явно заниженной самооценкой. После чего идет более подробное обсуждение: учитель спрашивает, было ли этому ученику интересно на каких-то уроках, при изучении определенных тем; напоминает о выполненных самостоятельно опытах или написанных сочинениях. Если никаких положительных эмоций или воспоминаний у ребенка нет, у учителя появляется веский повод для пересмотра собственных педагогических взглядов, методики преподавания; если есть, они станут поводом для повышения детской самооценки.
Конечно, педагогическую оценку можно и нужно корректировать. Приемы, которые идеальны для одних детей, могут оказаться совершенно неприменимыми для других; методы оценивания, которые блестяще использует в работе один учитель, могут быть неприемлемыми для другого. Именно поэтому этап формулирования детьми оценки деятельности учителя так важен: в этот момент он вместе с учениками может найти те способы оценивания, которые именно для них станут наиболее эффективными. При этом оценка детей учителем станет, в свою очередь, важным этапом для формирования их самооценки.