Первая тетрадь
Политика образования
РЕПОРТАЖ
Здесь на самую фантастическую идею говорят: дерзай!
Когда-то в ярославском центре детской анимации «Перспектива» было тридцать учеников. Сегодня – две с половиной тысячи
Казалось бы, какое отношение к образованию может иметь такая несерьезная материя, как анимация? А между тем какого ребенка не приведет в восторг возможность самому сделать мультфильм? Ушедшие с головой в кропотливый и вдохновляющий процесс съемки, дети незаметно для себя, на лету схватывают
и впитывают гораздо больше нового, чем на уроке.
Недавно мультипликацию ввели в школьную программу, сделав частью курса ИЗО. О педагогической анимации впервые заговорили всерьез. И появилась маленькая надежда: может быть, благодаря этому самому детскому искусству школа станет немного ближе к ребенку?
Когда о том, чтобы снимать мультфильмы прямо на уроках, не мечтали и самые смелые фантазеры, в Ярославле появился первый в России центр детского анимационного творчества. Название
его – «Перспектива» – нарисовали разноцветными красками на большом старом пне, стоящем прямо напротив входа. В помещении осыпалась штукатурка и текли трубы, и тем не менее это было неслыханной удачей. Ведь тогда в области, да и по всей стране, шел обратный процесс: учреждения дополнительного образования или закрывались, или доживали на голодном бюджетном пайке последние дни.
В случае с «Перспективой» в общероссийскую тенденцию вмешалось событие мирового масштаба. Указ о создании центра был подписан вскоре после того, как ярославский аниматор Александр Петров получил «Оскара» за мультфильм «Старик и море».
Строго говоря, «Перспектива» существовала и до этого. Но на нее никто, кроме самого Петрова, особого внимания не обращал. В анимационной студии, работавшей при Ярославском педагогическом университете, было тридцать учеников (больше не позволяло помещение) и один педагог – Маргарита Нагибина, нынешний художественный руководитель центра.
Александр Петров как мог опекал маленьких аниматоров. Проводил мастер-классы, давал советы. Однажды, получив какую-то премию, всю ее отдал на покупку аппаратуры для студии. Именно с помощью Петрова работы воспитанников «Перспективы» впервые попали на анимационный фестиваль в Суздале. И произвели там большое впечатление.
Вообще-то помещение, где сейчас находится центр детского анимационного творчества, мэрия Ярославля тоже дала не «Перспективе», а опять-таки Александру Петрову. Но тот сначала решил делить его с детьми, а потом и вовсе уступил им.
Сегодня в «Перспективе» уже не тридцать, а две с половиной тысячи учеников и семьдесят педагогов. Преподавателями стали некоторые родители, какие-то мастерские ведут выросшие воспитанники. Из «Перспективы» вообще многие не хотят уходить. Как говорит Маргарита Нагибина, ребята, уже ставшие студентами, просят устроить их лаборантами, даже уборщицами, лишь бы остаться при студии и продолжать снимать.
Очевидно, дело здесь не только в самой анимации. В «Перспективе» есть та особая атмосфера, которая притягивает и детей, и взрослых. Описать ее (очень приблизительно) можно как пространство абсолютной свободы. Такой свободы, где на любую, самую фантастическую, идею ответ один: дерзай. Где тебе никогда не скажут: нельзя, невозможно, незачем. И где ты и только ты выбираешь то, чем тебе хочется заниматься. Вплоть до того, что можешь и вовсе не снимать мультфильмы – это в анимационной-то студии! – если тебя заинтересовало что-нибудь другое.
Дело в том, что анимация, включающая в себя в той или иной мере почти все остальные виды искусства, позволяет очень быстро раскрыть заложенные в каждом способности: литературные – при написании сценария, музыкальные и театральные – при озвучивании. Не говоря уже об очевидных художественных.
– В одном мальчике обнаружился талант композитора, – рассказывает Маргарита Нагибина. – Он начал сам писать музыку к своим фильмам. И нашел себя в этой сфере. Другой ребенок пришел снимать мультики и первый же сценарий вдруг сделал рифмованным, так ему показалось удачнее, а до этого никогда не писал стихов.
Так и получилось, что в «Перспективе» постепенно появились своя литературная студия и книжная мастерская, танцевальный кружок и хор, театр и класс игры на гитаре – и все это варится в одном котле, кипит идеями, перемешивается: ставятся спектакли с анимацией, где действие переходит со сцены на экран и обратно, играются мюзиклы на сюжеты мультфильмов...
Но свобода эта осуществляется под мудрым (и поэтому незаметным) руководством. Давая ребенку возможность искать себя в любых формах и видах искусства, педагоги мягко корректируют некоторые замыслы – не в художественной, а в содержательной их составляющей. Вопрос этот очень спорный. Например, известный аниматор Александр Татарский, тоже много работавший с детьми, считал, что взрослый ни при каких обстоятельствах не имеет права вмешиваться в детское творчество. В «Перспективе» придерживаются несколько иной позиции.
– С каждым ребенком мы прежде всего один на один обсуждаем, что именно он хочет снимать, – объясняет Маргарита Нагибина. – Бывают случаи, когда замысел негативен от и до. Ведь здесь, как в играх, выплескивается все то, что происходит в семье. У нас есть штатный психолог, который работает с теми детьми, чьи рисунки вызывают тревогу. Но это отдельно. А мы, выслушав замысел, начинаем вместе с ребенком рассуждать: неужели все так плохо и закончится? Не может быть, чтобы не было никакого другого выхода из этой ситуации... Мы не навязываем своих вариантов. Но уверенностью в возможности хорошего исхода помогаем ребенку самому найти решение. Один мальчик, например, нарисовал дом с миллионом окон и сказал, что в каждом окне живет маньяк. И он хотел снимать фильм о том, как ночью они выходят на улицу и всех убивают. Когда мы с ним начали рассуждать, может ли это кончиться чем-нибудь хорошим, он ответил: «Да, на дом упадет бомба, и все они погибнут». Такое у него было представление о хорошем. Но в итоге он придумал, что прилетел волшебник, покрасил дом волшебной краской, и все его обитатели превратились в нормальных людей.
На самом деле все работы воспитанников «Перспективы» дышат какой-то удивительной, непобедимой добротой. Непобедимой потому, что даже там, где опыт и логика реальной жизни заходят в тупик, на помощь приходит волшебство, и бомба с зажженным фитилем превращается в телевизор (такой мультфильм дети сняли после 11 сентября), а чудовище – в мечтателя, глядящего в небо.
Саша Кангин: «В пещере жило чудище. Звали его… еще не знаю как, но было оно доброе. Хвоста у него не было, копыт не было, а были руки и ноги. И вообще он был человеком, только пещерным. Часто он выходил из пещеры и смотрел, как падает с неба снег, долго смотрел. Вот и сейчас, видите, смотрит!»
Возможно, благодаря традиции углубленных размышлений над каждым замыслом и среди ребят, и среди персонажей мультфильмов, созданных в «Перспективе», так много созерцателей и философов.
Маша Кравцова: «Эльдик ростом не более двух сантиметров. Живет – пока кто-нибудь помнит о нем. Мечтает найти ответы на вечные вопросы. Спит Эльдик очень редко, а если и спит, то видит и слышит во сне звезды, он разговаривает с ними. И вообще больше всего Эльдик любит ночь, потому что тихо и можно смотреть на звезды».
Рома Дубовцев: «Вес и размер Ливиюндура приблизительно равен трем мамонтам. Живет около ста лет. У него ужасно большая голова и малюсенький мозг, но это не мешает ему быть великим философом. При встрече пахнет лесной земляникой, отпугивая врагов и привлекая друзей. У него кроткий взгляд и пушистые ресницы. Ливиюндур великолепно поддается приручению, но не годится в сторожа: уж слишком он доверчивый. Очень любит людей, всех без исключения».
Каждые каникулы в «Перспективе» открывается киношкола, на которую съезжаются дети со всей России, а иногда и из заграницы. В течение недели ребята практически живут в студии (некоторым, особенно увлеченным, иногда даже разрешают оставаться на ночь), работая над мультфильмами на определенную тему. Темы эти тоже предельно серьезны: милосердие глазами детей, красота спасет, Великая Отечественная война, судьба затопленного города Мологи…
Недавно воспитанники «Перспективы» сняли мультфильм о правах человека. Его заказал департамент образования Ярославской области, правильно рассудив, что только дети смогут рассказать об этом так, чтобы другим детям было понятно и интересно. Расчет оказался верным. Мультфильмы, созданные в «Перспективе», теперь используют как учебное пособие в школах и детских садах Ярославля.
Делали здесь и фильм о химиотерапии – для пациентов областного хосписа. После общения с ними дети, которые обычно отшатываются от подобных вещей, сами предложили создать Скорую Анимационную Помощь. Проект заключается в том, чтобы приезжать в больницы с передвижной студией и вместе с больными детьми снимать мультфильмы. Маргарита Нагибина считает, что терапевтический эффект будет несомненный: ведь съемка отвлекает от всего, даже от боли.
Кроме доброты и серьезности, все созданное в «Перспективе» имеет еще одну отличительную черту: это поразительно бережное отношение к окружающему миру, редкое даже среди взрослых, а детям так и вообще несвойственное. Возникает оно совершенно спонтанно, как неотъемлемая часть рабочего процесса. Анимация вообще очень многому учит – не уча, сама собою.
Когда ты несколько дней, а то и недель рисуешь декорации, лепишь или шьешь фигурки персонажей, тщательно выстраиваешь композицию, выставляешь свет… И вдруг кто-то нечаянно, проходя мимо, задевает съемочный стол. Все рушится, созданный тобой порядок мгновенно превращается в хаос, и в твою жизнь входит пронзительное ощущение хрупкости мира, пережитое и воспринятое всем нутром.