Первая тетрадь
Политика образования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА
Чтобы любая школа и детский сад могли принять ребенка-инвалида
Столичные депутаты предлагают поправки в Федеральный закон «Об образовании»
Депутаты Московской городской думы выступили с предложением внести в Федеральный закон «Об образовании» поправку, обеспечивающую доступ детей-инвалидов в обычные общеобразовательные школы. Причем речь идет о детях не только
с физическими, но и с психическими отклонениями. Разговоры
о необходимости инклюзивного образования, то есть включения детей-инвалидов в общий учебный процесс, идут уже давно. Однако все,
что делается в этой области, пока носит характер единичных явлений
и частных инициатив. Повлияет ли поправка московских депутатов
на эту ситуацию?
Всего в России свыше 600 тысяч детей-инвалидов. По данным региональной общественной организации «Перспектива», 22% из них учатся в школах-интернатах, 11% – в коррекционных учебных заведениях, 0,2% – в учреждениях Министерства труда и социального развития. Остальные примерно 70% не получают образования вообще. По информации ассоциации «Даун Синдром», из детей с умственной отсталостью нигде не учатся более 80%.
Поправка в пункт 6 статьи 5 ФЗ «Об образовании», вынесенная столичными депутатами на рассмотрение Государственной думы, звучит так: «Государство создает гражданам, имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования любого уровня в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, а также для коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов».
Законодательная инициатива Московской думы связана с работой над городским законодательством в области образования детей-инвалидов. В этом году столичные депутаты планируют принять целый пакет документов, регламентирующих вопросы специального образования. Для того чтобы городской закон не противоречил федеральному, и понадобилась эта поправка.
– По опыту 90-х годов мы знаем, как неудобно делать инициативное региональное законодательство, то есть принимать какие-то городские законы, опережая федеральные, – рассказал «ПС» председатель комиссии по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович. – Ведь потом, когда федеральный закон все-таки принимается, нам приходится исправлять городские законы, чтобы они ему соответствовали. Однако мы опять идем на это. Мы очень долго ждали федерального законодательства в области образования детей-инвалидов. Но его нет до сих пор. Приходится снова действовать на свой страх и риск.
Евгений Бунимович надеется, что обсуждение предложенной поправки в Госдуме подтолкнет депутатов к разработке федерального закона «О специальном образовании», необходимость принятия которого назрела уже давно.
Сама по себе поправка в том виде, в котором она существует сейчас, никак не повлияет на ситуацию в регионах. Она не обязывает общеобразовательные школы принимать учеников с отклонениями в развитии. Однако, по словам Евгения Бунимовича, этот пункт, внесенный в федеральный закон, может помочь законодательным инициативам в регионах. Москва же, в свою очередь, готова поделиться опытом как самого инклюзивного образования, так и законодательной деятельности в этой сфере.
Еще один момент. Специальное образование требует несравнимо более высоких затрат, чем обычное. Все, что делается в Москве для обучения детей-инвалидов, финансируется исключительно из городского бюджета. Но Москва – самый богатый субъект Федерации и, грубо говоря, может себе это позволить. Однако если будет принят федеральный закон об образовании детей-инвалидов, регионы, вероятно, получат хотя бы частичную финансовую поддержку.
– В идеале мы хотим, – подчеркнул Евгений Бунимович, – чтобы любая школа и любой детский сад были готовы принять и обучить ребенка-инвалида. Чтобы это было не какой-то экстремальной ситуацией, а нормой. В Москве, например, новые школы теперь все без исключения строятся с пандусами. Но дело, конечно, не только в пандусах и подъемниках. Даже хороший учитель, не имеющий опыта работы с такими детьми, рискует не справиться. Тут одного здравого смысла и культуры может не хватить. Поэтому мы говорим даже не о повышении квалификации. Здесь необходимо переобучение. В Москве эта работа уже ведется на базе Института открытого образования и Психолого-педагогического университета.
Конечно, не для каждого ребенка-инвалида общеобразовательная школа, пусть и оборудованная пандусами, является оптимальным вариантом. В Москве около полутора тысяч детей, не выходящих из дома, обучаются через интернет, в центрах дистанционного обучения. Кому-то больше подходят специальные «школы здоровья» – наполовину школы, наполовину поликлиники.
– Форму обучения ребенка-инвалида должны с помощью специалистов выбирать родители, – считает Евгений Бунимович. – А задача власти – сделать так, чтобы у них был выбор, предоставить максимальное количество вариантов. В том числе и обычные общеобразовательные школы должны быть доступны для всех, кто захочет там учиться.