Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Законопроект о школьных библиотеках направлен на доработку
Комитет по образованию считает, что в него должны быть включены гарантии финансирования
На очередном заседании думского Комитета по образованию депутаты рассмотрели законопроект
о регулировании деятельности школьных библиотек. Его авторы предлагают внести изменения
в Закон РФ «Об образовании», чтобы установить федеральные требования к образовательным учреждениям в части норм библиотечного обслуживания и нормативов минимального библиотечного фонда.
Законопроект был разработан Екатериной Лаховой (зампред Комитета по труду и социальной политике) и Николаем Булаевым, в Госдуме прошлого созыва возглавлявшим Комитет по образованию и науке, а в настоящее время – Федеральное агентство по образованию.
Законопроект устанавливает ответственность образовательного учреждения за обеспечение деятельности библиотеки, а также за совершенствование методик информационного и библиотечного обслуживания учащихся.
В пояснительной записке необходимость принятия такого законопроекта авторы обосновывают тем, что последние 15 лет практически не обновлялись основные фонды школьных библиотек, которых в стране насчитывается более 60 тысяч, значительно ухудшились условия подготовки и переподготовки школьных библиотекарей.
Из правительства на этот законопроект поступил отрицательный отзыв, в котором, в частности, отмечается, что поправки, предлагаемые авторами, являются «избыточными», поскольку правовые вопросы организации библиотечного дела отражены в действующих законах «О библиотечном деле» и «Об образовании». Кроме того, при получении лицензии на ведение образовательной деятельности школа подает сведения об обеспеченности учебной литературой, поэтому законодательного закрепления нормативов минимального фонда школьных библиотек не требуется.
Как выяснилось в процессе обсуждения, депутаты профильного комитета не разделяют ни позицию правительства, ни точку зрения разработчиков законопроекта.
В отличие от правительственных экспертов они считают, что в действующем законодательстве не отражены правовые аспекты деятельности школьных библиотек (они в них только упоминаются), а при проведении процедуры лицензирования значительно больше внимания уделяется пожарной безопасности и другим вопросам, нежели библиотекам, состояние которых порой вообще не учитывается или проверяется формально.
В Комитете по образованию убеждены, что закон о школьных библиотеках необходим, однако представленная редакция не отражает всей полноты проблемы. Совершенно необоснованным они считают и заключение авторов о том, что закон не потребует расходов из федерального бюджета.
По общему мнению, именно недофинансирование школьных библиотек в образовательных учреждениях является главной причиной их бедственного положения. Если на комплектование библиотек в вузах начиная с 2003 года выделяется по 500 миллионов рублей в год, то школы такой чести не удостоились. Разве что по одной из программ информатизации каждая школьная библиотека получила по одному компьютеру с программным обеспечением.
По убеждению зампреда Комитета по образованию Олега Смолина, законопроект не решает главной проблемы – обеспечения школ учебниками.
К примеру, треть субъектов РФ выделяет субвенции муниципалитетам на приобретение учебников в размере 2–3% от реальной потребности, а Северная Осетия, Калмыкия, Кабардино-Балкария и целый ряд других регионов в течение нескольких последних лет вообще не обновляли фонды школьных библиотек.
Кроме того, по мнению членов профильного комитета, закон должен улучшить положение школьных библиотекарей. В частности, для этой категории работников необходимо предусмотреть надбавки за стаж, увеличить отпуска, распространить льготы по коммунальным платежам на сельских библиотекарей – пока такой привилегией пользуются только сельские учителя и врачи.
Члены Комитета по образованию намерены создать группу по доработке законопроекта о школьных библиотеках, к которому планируется подготовить реальное финансово-экономическое обоснование.