Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Частные школы и вузы хотят равных прав с государственными
Но министерство в первую очередь намерено дать им равные обязанности
На днях в Госдуме состоялось заседание экспертного совета
по негосударственному образованию, созданного
при профильном комитете по инициативе заместителя председателя комитета Олега Смолина. Главной темой обсуждения стала роль негосударственного сектора образования в инновационном развитии страны.
Невостребованный потенциал
В своем докладе председатель совета Ассоциации негосударственных вузов России Владимир Зернов привел многочисленные данные, которые свидетельствуют о том, что в сфере инноваций Россия значительно отстает от других стран мира.
Так, наша страна занимает 43-е место в рейтинге конкурентоспособных экономик, 37-е – по количеству изобретений, 70-е – по развитию информационных технологий.
В то же время, как считает Владимир Зернов, «имеются десятки негосударственных вузов, в которых доходы от научных исследований составляют значительную часть, многие подают заявки на открытия и изобретения».
Однако потенциал этого сектора образования зачастую остается невостребованным и не реализуется в полной мере, поскольку согласно действующему Бюджетному кодексу негосударственные вузы не имеют права на получение бюджетного финансирования даже на конкурсной основе. По этой причине они не участвуют в ПНП «Образование», хотя по многим показателям опережают государственные вузы.
По мнению участников, «конкурс научных и инновационных проектов среди вузов страны по-прежнему осуществляется не по качеству содержания, а по брендам, ведомственному признаку и конкуренции административных возможностей».
Многие частные вузы уже перестали рассчитывать на государственную поддержку, поэтому не принимают участия в различных конкурсах: например, из 112 вузов, подавших заявки на участие в эксперименте по образовательному кредитованию, только пять относятся к негосударственному сектору.
Бюджетное финансирование
и льготы
После принятия 122-го закона (о монетизации льгот) лишились права на бюджетное финансирование и аккредитованные негосударственные школы.
В результате, по словам президента Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов России Александра Вильсона, в Москве за последние пять лет из 330 частных школ осталось только 143.
Другая серьезная проблема, которая встала перед негосударственными образовательными учреждениями, – отмена налоговых льгот на имущество и землю. Государственные вузы получают компенсацию налоговых расходов из федерального бюджета. А их коллеги из частного сектора вынуждены тратить на погашение налогов собственные заработанные деньги.
Между тем, по свидетельству участников обсуждения, до 70% выпускников негосударственных вузов идут работать в государственную и муниципальную сферы, решая тем самым кадровые проблемы в разных отраслях экономики.
Еще один фактор, не способствующий развитию негосударственного сектора образования, заключается в высокой арендной плате за помещения. Многие из негосударственных образовательных учреждений не в состоянии продлевать договор аренды, из-за чего вынуждены закрываться.
Будет ли государственная
поддержка?
«Государство нас бросило», «мы существуем не благодаря, а вопре
ки» – таковы неутешительные выводы, к которым в ходе обсуждения пришли члены экспертного совета.
Примечателен тот факт, что еще несколько лет назад большинство руководителей негосударственных образовательных учреждений выступали против принятия специального закона о негосударственном образовании, считая себя частью общей системы. А нынешнее положение дел заставляет их коренным образом пересмотреть свои прежние позиции.
Главное требование собравшихся – разработка поправок в Законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые дали бы частным вузам равные с государственными права в части доступа к бюджетному финансированию на конкурсной основе, а также по налогообложению и льготным условиям аренды.
Однако единственный представитель государства, принимавший участие в обсуждении, – заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Нелли Розина далеко не во всем согласилась с собравшимися.
По ее мнению, добиваясь равных прав с государственными вузами, «частники» умалчивают о том, что на негосударственные вузы не распространяются многие весьма неприятные обязанности. Например, правила приема в высшие учебные заведения, согласно которым в скором времени храмы науки лишатся права принимать абитуриентов с неудовлетворительными оценками за ЕГЭ, что грозит недобором в условиях демографического кризиса и резкого снижения числа выпускников школ.
Кроме того, негосударственные вузы не ограничены в приеме учащихся на такие популярные специальности, как менеджмент, экономика, юриспруденция, в то время как министерство из года в год сокращает контрольные цифры приема по этим направлениям подготовки для госвузов.
Правда, Нелли Розина не сказала о том, что вузы, получающие бюджетное финансирование, вправе принимать абитуриентов по этим специальностям на коммерческой основе.
Однако мириться с такой ситуацией министерство в дальнейшем не намерено. По словам Нелли Розиной, в регионах планируется создать комиссии по определению объемов подготовки по юридическим и экономическим специальностям. Эти показатели станут обязательными как для государственных, так и негосударственных вузов.
Тем самым представитель Минобрнауки ясно дала понять, что, добиваясь равных прав, негосударственные вузы не должны забывать и о равных обязанностях.
Олег Смолин убежден в том, что равноправие государственных и негосударственных секторов образования должно достигаться за счет объединения позитивных факторов.
«Негосударственным аккредитованным вузам надо дать возможность получать бюджетное финансирование, а государственным дать такие же экономические и академические свободы, которые пока еще сохранил негосударственный сектор», – считает депутат.
В заключение он пообещал поддержать законодательные инициативы, высказанные членами экспертного совета.