Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2008
Первая тетрадь
Политика образования

НАШИ ПРОЕКТЫ


Кожурина Людмила

Педагогический марафон 2008: 24 марта - 7 апреля

Марафон учебных предметов – это множество осуществленных желаний тысяч учителей! Встречи с коллегами, общение с авторами УМК, знакомства с известными педагогами и, конечно, большой выбор новых учебников и пособий на развернувшейся тут же специализированной книжной ярмарке…

C этого года у педагогического марафона новый адрес: московский государственный лицей № 1535 (ул. Усачева, д. 52, м.«Спортивная»).
Директор лицея Михаил Мокринский на открытии был радушен: «Принимать марафон – большая честь и огромная радость для меня и моих коллег». А Лариса Курнешова, заместитель председателя Департамента образования правительства Москвы, заметила в своем приветствии: «Марафону в этом году исполнилось семь лет, так что пора, пора в школу!»
…Новое место, новое настроение – подъем скорее деловой, чем праздничный; ожидания более практические, нежели восторженные. Приветливый светлый вестибюль, уютный синий зал – и желтые «Школьные автобусы» за углом. Съехались, собрались, освоились.
Сначала по традиции прозвучал маленький концерт струнного оркестра, потом – напутственные слова. Говорили Алексей Семенов, ректор Московского института открытого образования, Артем Соловейчик, директор нашего Издательского дома.
Да, школы сегодня разные, задачи, которые они решают, нестандартные, но все мы нацелены на непрерывный профес-
сиональный рост, открыты пониманию и развитию. Педагогический марафон учебных предметов поддерживает эти стремления. Главное правило здесь – будь там, где тебе интересно; столько, сколько сочтешь нужным. И – общайся!

Директор, к учителю!

На Дне школьной администрации повышенный интерес вызвали темы, связанные с информатизацией школы. Как должна быть организована в школе информационная среда обучения? На какие нормы следует ориентироваться? Идеи «Школы информатизации» отражены на сайте http://www.specialschool.ru/. Важное замечание Александра Ездова, представлявшего продукт: «Во главу угла должен быть поставлен учитель, его потребности. Именно учитель формирует запрос на те или иные технологии, обосновывает целесообразность их применения. От учителя зависит, будут дети только «презенташки» искать или они будут получать такие задания, которые без знания IT выполнить невозможно. В любом случае программа информатизации школы есть сумма конкретных учительских IT-проектов».
О ведущей роли учителя в реализации готовящихся стандартов нового поколения говорила Ольга Логинова, член проекта РАО по разработке Госстандарта: «Чтобы эти стандарты заработали, должен произойти поворот в сознании». Потому что рамки, устанавливаемые новым стандартом для любых решений в образовании, необычны: каждый участник образования самоценен, отношения субъект-субъектные, востребованы вариативность и системно-деятельностный подход. Так что никакие документы и действия не должны противоречить этим исходным принципам. Но готовы ли мы не вещать и спрашивать, а умно мотивировать учителей? А те – детей? Умеем ли расставлять точные акценты, разнообразно аранжировать ядро знаний? Ведь по новым стандартам творческим должен быть не исключительный, а массовый педагог. Принять участие в обсуждении концепции и заглянуть в открытый общий банк креативных идей можно на сайте http://standart.edu.ru/.
Как раз кстати пришлось выступление Михаила Мокринского, директора лицея №1535, о том, как администрация способствует выходу учителя из узкопредметной области на просторы деятельностного подхода. Речь шла о применении урочно-кредитно-модульной системы управления школой. Суть такова: учитель получает от директора кредит уроков поверх основной нагрузки, но потратить их может только на развитие общепредметных и общекультурных компетентностей учеников: на самоорганизацию групп, на взаимодействие, на задания типа кейс-стади, у которых нет верных решений... Выступление вызвало живой отклик школьных директоров и множество вопросов по окончании доклада. Что неудивительно: мы хорошо понимаем, что от нас требуется, но вот как действовать?

Дальше, дальше, дальше

День школьного психолога начался с эпохального размышления: как же сильно изменилась за последние несколько лет роль психологов в ОУ!
Недавно они были самыми главными новаторами в школах, носителями интерактивных, игровых, деятельностных методик работы. Но вот учителя все это освоили. Что же делать психологам? Разумеется, идти дальше, учиться, чтобы помогать и ученикам, и преподавателям.
Залу демонстрировали формы работы, присущие современным технологиям, в частности технологии критического мышления.
Шли актуальные тренинги: чтобы помочь нашим ученикам, выходцам из далекого Афганистана или Вьетнама, следует проанализировать собственные реакции на смену культурных норм. Так ли уж мы готовы принимать чужую культуру? Сохранять, поддерживать ее? В зависимости от реакций предлагались те или иные модели поведения, ведь самое ужасное – когда на словах у нас одно, а в подсознании совсем-совсем другое.
И про психологическую подготовку к ЕГЭ говорили. Что бы ни говорили, но настоящий ЕГЭ требует дополнительных тренингов. Каждый должен осознать свой стиль работы, выработать личную стратегию. Но главное – занять активную позицию по отношению к предстоящему испытанию.
А еще раскрывали сущность критериального оценивания – через изображение экзамена по аплодированию: одни старательно хлопали, другие оценивали. То как придется, то по заранее оговоренным параметрам. Разницу почувствовали все.
Мелочь вроде бы: исполнять ритмичные считалки и одновременно хлопать соседей по коленкам и по макушкам, но понять, прочувствовать, какие сложные процессы провоцируют самые простые игровые приемы, помогает.

И жить торопится, и чувствовать спешит

Занятия Дня дошкольного образования давали возможность познакомиться со свежими исследованиями психологов о развитии воображения, мышления, творчества, ценностной сферы детей.
Но теория теорией, а больше всего воспитатели ценят конкретные методики и приемы, которые уже завтра смогут использовать в работе с детьми.
Педагогам показали, как при помощи конструирования можно осуществить индивидуальный подход к ребенку, поддержать его инициативу и желание экспериментировать. Главное – не должно быть той ужасной муки, когда все нужно делать по образцу. Эта же мысль звучала и на других семинарах: ребенку должно быть интересно и легко, и если уж мы посадили его за стол, то должны хорошо понимать, что наше задание ему даст. Иначе пусть он лучше покатается на велосипеде.
Лейтмотив дня: любая возможность для развития каналов восприятия и эмоциональной сферы ребенка хороша. От необычной – работа с «ящиком ощущений», коробкой, в которую ребенок просовывает руки и ощупывает лежащий там предмет (тут обязательно следует разговор), до очень простой. Ощутить гладкость и легкость бумажного листа, например. Послушать, какие звуки он издает, когда вибрирует в руке. Волшебный звук дождя возникает, если несколько человек одновременно сминают листы бумаги. А есть и такой опыт: изготавливать бумагу прямо в детском саду. Бумажные салфетки и полотенца ребята рвут на мелкие кусочки и размачивают в воде, потом немножко клея, немножко крахмала, все это высушить на плоскости – и самодельная бумага готова. Для декоративных целей можно добавить собранные заранее лепестки – получится панно. Это уже в мини-музей в детском саду можно поместить. Есть, оказывается, такие: музей дерева, воды, песка...
А на День учителя начальной школы народу пришло, как ни в какой другой. И все – благодарные слушатели, заинтересованные участники.
«Узких мест» у сегодняшней начальной школы ох как много! Снижение культурного уровня родителей, например, сказывается в каждой детали обучения. Но и традиции предшкольного «натаскивания» негативно отражаются на отношении детей к учебе. И потом: 35-минутные уроки не только благо, но и проблема: материал приходится «гнать». Плюс ранний английский и информатика. И еще эта мода: «Пора переходить от ручки к клавиатуре!»
И все же учителя, как оказалось, находят время на развитие навыков самооценки младших школьников. И на диагностику читательских умений. Если ребенок читает понимая, тогда его и в текст вовлечь нетрудно. В этом помогают и рисование (индивидуальное, парное или в группе), и вопросы, в том числе «каверзные», и обсуждение.
О дописывании собственных сюжетов в развитие интересной истории тоже говорили. О придумывании собственных историй. И о больших иллюстрированных рукописных книгах, которые «издают» многие учителя к концу года. Все – для того, чтобы читали!

Не разжуешь – не решишь

На Дне учителя математики царил образцовый порядок: все точно знают, в какую аудиторию идти, у кого что спросить, где что взять. Математики – конкретные и целеустремленные люди. Обязательные, как ЕГЭ по их предмету.
Именно экзамену были посвящены многие занятия этого дня. Иван Ященко, проректор Московского института открытого образования (http://www.mioo.ru/), рассказывал о московском опыте проведения дистанционных курсов по подготовке к ЕГЭ, причем как для школьников, так и для учителей. Ученики входят по своему паролю и логину на сайт, учителя проверяют их работу, пользуясь своим доступом.
Игорь Сергеев, сотрудник Федерального института педагогических измерений, http://www.fipi.ru/, говорил о самой сложной части ЕГЭ – заданиях из блока С: «При работе над заданиями из этой части ученику нужно учесть три момента. Все задания не выходят за рамки школьной программы, поэтому ее необходимо тщательно изучать. Затем второй мо-
мент – надо иметь запас прочности, то есть знать программу чуть глубже. И третье, самое сложное: надо понять, как именно решать. Парадокс в том, что ученик должен разжевывать задачу экзаменатору так, как будто тот по уровню не выше пятиклассника. Только в этом случае есть шанс, что за выполнение задания он получит свои баллы».
Шла презентация сайта GEOMETRY.RU, специализированного ресурса, где собрано несколько тысяч задач по 42 уровням сложности. Есть среди них и редчайшие, которые пятнадцать лет собирал Михаил Гордин, учитель московской школы № 57.
Презентовали программу «Школьный калькулятор», осуществляемую компанией «Касио», http://casio.ru/, фирмой «Сервис плюс интеграция» – http://www.spint.ru/.
А сотрудники журнала «Компьютерные инструменты в образовании», http://ipo.spb.ru/, демонстрировали подборку исследовательских статей и вариантов задач для учеников – все можно было приобрести прямо в аудитории. Для тех, кому не посчастливилось оказаться на марафоне, будет полезен сайт http://ipo.spb.ru/wiki21, где выложена часть подборки.
Заметьте, полезные сайты доступны тем, кто владеет ИКТ. Не случайно День учителя информатики стал в этом году своеобразой «точкой интеграции», оказался на редкость практико-ориентированным.
Как при помощи всем привычных таблиц MS Excel можно сводить баланс и вести учетные карточки, знают все. А вот как использовать эти таблицы в дидактике, смотрите по адресу http://www.rosinka.vrn.ru/.
Как войти в волшебные миры VRML и воспользоваться прекрасными возможностями языка, на котором дети с легкостью смогут создавать собственные проекты? Примеры применения языка VRML можно увидеть на сайтах http://www.3dexpo.com/ и http://www.volgograd.ru/mamayev-kurgan/.

Все начинается с интонации

День учителя английского языка посетили тысяча человек! Уже в коридорах – обрывки дискуссий по всему спектру профессиональных проблем: от занятий с дошкольниками до подготовки к ЕГЭ. А в залах – все, что этому в унисон.
Именно интонация – та нить, на которую нанизываются бусинки слов, та жизненно важная артерия, которая питает грамматику. Преподаватель постоянно ведет выразительный, эмоционально, интонационно насыщенный диалог с ребенком на английском языке. А ребенок может говорить, как хочет. Нет строгого запрета на русский язык, английские слова и правильные грамматические формы приходят. В общем, чем меньше урок английского будет похож на школьный предмет, тем лучше и для языка, и для ребенка.
А вот интерактивные электронные материалы не помешают. Их лучше приготовить самому, ведь стандартные покупные диски перегружены внешними красотами: мигающие строчки, анимационные эффекты – это не особо помогает учиться. Ведь только учитель знает, какого результата он хочет добиться, используя ту или иную программу.
Что же с ЕГЭ? Чтобы сдать его, надо не просто уметь говорить на иностранном языке, но и доказывать свою точку зрения, спорить с собеседником, проявлять инициативу, отличать факт, довод от личного мнения и субъективной оценки. А значит, первым делом нам следует учить не бояться языка. Говорить, писать, общаться как можно больше – и на любом уровне.

Загадки природы

День учителя физики сопровождался всевозможными экспериментами. Вот профессор демонстрирует целый арсенал интересных приспособлений, для чего только не предназначенных. А вот сотрудники газеты «Физика», сменяя друг друга, крутят ролики с сюжетами экспериментов, присланными учителями-читателями: «Видеоколлекция» идет четыре часа подряд, и от нее невозможно оторваться, что само по себе эксперимент: тот случай, когда «вещи добровольно ползут в гору».
В совокупности с лекциями весь день был посвящен формированию научной компетентности учащихся на уроках физики. Предлагалось и поиграть в «Институт физики Земли», и поспорить с авторами учебников, по которым сегодня работает школа. Правда, по одной позиции никто не спорил: четкое, краткое, компактное изложение теории. Никаких многостраничных параграфов-описаний, только суть. Красивый пример для подражания.
А вот химики на своей встрече сокрушались: «Преподавание химии уходит из числа учительских профессий». Тем не менее весь день был посвящен проблеме сохранения интереса детей к предмету.
Как сделать его изучение привлекательным?
Может быть, чтобы химия не ассоциировалась лишь с непостижимыми формулами на доске, начинать курс пропедевтики следует уже в седьмом классе? Или спасение в интеграции с другими предметами естественно-научного цикла? Или преподавателей химии подводит любовь к химии, и они стремятся впихнуть в урок все, что сами знают и что давно ушло из программы? Кстати, на лабораторные практикумы теперь тоже нет времени, но как можно отказаться от демонстраций?
Предлагали не давать знания в готовом виде, а формулировать специфические задания и вопросы, чтобы ученик сам отыскивал путь к знанию, показывали, как отвечать на вопросы с помощью опытов…
В общем, судя по горячей заинтересованности марафонцев-химиков, вряд ли в ближайшее время предмет сдаст свои позиции в школе.

Держись, технолог!

Учителя технологии собрались, как всегда, у Александра Глозмана, в Центре образования № 293. А на всех четырех этажах школы развернулись выставки московских и подмосковных школ и творческие мастерские «Авторской школы» Евгения Глозмана.
Каждая интересная работа немедленно фотографируется: аппликации, вышивки,  – по поводу каждой любопытной детали возникает оживленный диалог. Значит, уроки технологии становятся все более свободным образовательным пространством для детей.
Единственным местом, где выступления сразу же не превращались в обсуждения, был актовый зал. Там проходила научно-практическая конференция «Пути совершенствования технологического образования». Как заметила ведущая Ольга Кожина, заведующая лабораторией средств обучения технологии Института содержания и методов обучения, «уроки технологии уже давно не просто вышивание и выпечка торта из стакана сметаны и килограмма сахара; здесь ребята показывают коллекции современной одежды с древнерусскими мотивами, одежду из собственноручно скатанного войлока». Она зачитала мнения родителей о том, чему же должны учить уроки технологии: электротехнике и технике безопасности при работе с приборами, а в программе этого нет.
Учителя не только «искали что-нибудь новенькое», но и находили. Есть кое-что и для тех, кто не смог приехать. Схемы и технологию изготовления фигур в технике «Артишок» (плетение различных объемных фигур из упаковочной бумаги) можно найти в журнале «Мальчишки и девчонки», http://dm-magazine.ru/, а на сайте Восточного округа Москвы, http://www.vao.mos.ru/, есть расписание мастер-классов. Обратите внимание на курсы Московского центра педагогического мастерства: http://www.pedagog-master.ru/, они показали свою презентацию. А из новшеств – на экспресс-лабораторию для анализа пищевых продуктов, которую разработало НПО «Крисмас-центр», http://www.christmas.opt.ru/. В № 2, 3 журнала «Школа и производство» – http://www.schoolpress.ru/ – скоро появятся описания опытов, которые можно проводить с помощью этой лаборатории. Воспользуйтесь и диском «Библиотека для учителя», где собрано полторы тысячи изображений по всем темам курса технологии: http://school-collection.edu.ru/.
Марафон продолжается!

Рейтинг@Mail.ru