Третья тетрадь
Детный мир
СЕМЕЙНАЯ ЭКОНОМИКА
Арифметика карманных расходов
Советы родителям, которые хотят научить ребенка распоряжаться деньгами с умом
Дети и деньги. У этой проблемы несколько сторон.
Одна из них – карманные деньги. Зачем они ребенку,
если родители и так всем его обеспечивают?
И как правильнее: давать их или не давать?
И если давать, то сколько?
Петербургский психолог Татьяна Арефьева составила «памятку»
для родителей в виде вопросов и ответов. Ее можно зачитать
на родительском собрании или размножить и раздать всем желающим.
С какого возраста стоит давать
ребенку деньги на мелкие расходы?
Тут две точки зрения: или тогда, когда он научится их считать, или как только он пойдет в школу. Хотя эти два момента в жизни ребенка нередко совпадают. Как определить, можно ли уже давать ребенку какую-то сумму, чтобы он тратил ее по своему усмотрению? Просите ребенка время от времени ходить в магазин. Посмотрите, не забывает ли он брать сдачу, может ли рассчитать выданные деньги, чтобы хватило на порученные покупки. Если сочтете, что он еще не готов к самостоятельным тратам, обязательно объясните, почему отказываете, подскажите, чему он должен научиться, чтобы получить собственные средства.
Возможности ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные деньги, у внимательных родителей есть. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростков. Вмешиваться необходимо только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на опасные цели (сигареты, выпивку и т.п.).
Как быть, если подросток просит дополнительную сумму, но не хочет говорить на что? В родительскую голову закрадываются самые страшные подозрения. А для подростков с их максимализмом и преданностью друзьям это может быть вопросом жизни и смерти. Психологи считают, что лучше дать, а потом разбираться, чем отказать и потом мучиться, что не под-
держали ребенка в трудной ситуации.
Как часто их выдавать?
Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Календарный месяц представляется им столь значительным сроком, что планировать свои траты так надолго вперед они еще не в силах. Выдавать младшекласснику карманные деньги сразу на весь месяц не стоит. Он наверняка не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее всего потратит всю сумму в первые же несколько дней. Поэтому лучше поступать так: чем младше ребенок, тем чаще выдачи. Распланировать свои траты, например, на неделю младший школьник в состоянии. Старшим подросткам уже можно выдавать карманные деньги раз в месяц или в два месяца – пусть осознают, что такое личный бюджет. В любом случае выдавать карманные деньги нужно регулярно и своевременно. Если родители забывают, опаздывают, переносят сроки без уважительных причин, то и у ребенка вольно или невольно закрепляется финансовая необязательность.
Сколько?
Это определяется реальными семейными возможностями и здравым смыслом. Сумма должна зависеть от финансового положения семьи и от возраста ребенка. Но даже если возможности родителей широки, все равно начинать нужно с малых сумм. И хорошенько обдумать, какие деньги ребенок сможет разумно потратить в соответствии со своим возрастом. Посоветоваться с ребенком, вместе все рассчитать. Запросы и нужды детей растут вместе с ними, поэтому растут и карманные поступления. Одновременно с их увеличением нужно обговорить с подростком, какие из необходимых трат он должен оплачивать из собственных средств. Подростку уже пора усвоить, что часть расходов, которые раньше несли родители, ему придется теперь покрывать из своих карманных денег: на проездной билет, школьные завтраки, книги, обслуживание компьютера и мобильного телефона...
И не стоит сокрушаться, если по каким-то причинам вы вдруг вынуждены сократить его карманные средства. Просто объясните, в чем причина, договоритесь о сроках. И если уж обещали – выполните свое обещание.
Как выдавать?
По мнению специалистов, есть всего четыре системы «выдавания» денег детям:
– в любое время по его прихоти;
– исключительно как поощрение за какие-то заслуги или работу по дому;
– регулярно в определенном объеме, без всяких условий и оговорок;
– также регулярно, но с условием тратить деньги ответственно.
Какой вариант оптимальный, догадаться нетрудно. Ну что значит «с условием»? Оговаривается, на какие расходы предназначаются эти деньги (завтраки, оплата кружка, сладости, развлечения). И родители обещают, что не будут лишать ребенка карманных денег из-за проступков, но взамен потребуют выполнения определенных обязанностей.
Надо ли контролировать
расходы ребенка?
Если родители жестко устанавливают, что именно и когда ребенку можно или нельзя покупать на его личные средства, смысл обладания карманными деньгами теряется. Так ребенок никогда не научится ими распоряжаться. Голос родителей при покупке какой-то достаточно дорогой вещи должен быть исключительно рекомендательным. Все-таки это деньги ребенка. А его финансовые неудачи – всего лишь часть науки управления деньгами.
Что делать, если деньги у него
закончились задолго до срока?
Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не возмещать ему эту потерю, не добавлять к карманной сумме «транжиры» дополнительные средства, чтобы покрыть перерасход. Многие родители считают, что легче и проще снова дать денег и закрыть вопрос. Но эта тактика вредна. Безнаказанность растрат подведет ребенка к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае чего всегда покроет приключившиеся по его вине убытки и потери. Ребенок, привыкнув безоглядно и нерасчетливо транжирить деньги и легко получать от родителей новые суммы, может вырасти в уверенности, что финансовая ответственность для него не существует и в жизни вовсе не обязательна: всегда кто-нибудь да выручит.
Если ребенок потратил деньги не по назначению, надо дать ему возможность исправить свою ошибку. Разобрать ситуацию вместе с ним, проанализировать причины срыва, выявить бестолковые траты, объяснить, как не допустить их впредь. Но и оставлять ребенка без копейки в кармане нельзя. Придется дать ему деньги, а потом обязательно вычесть их из следующих выплат. Только так он сможет приучиться к ответственности и освоить понятие долга и кредита.
Можно ли наказывать деньгами?
Нет. Карманные деньги не приз, не награда, не поощрение, а повседневная необходимость. Опыт показывает: лишение карманных денег приводит только к одному результату – дети начинают ловчить и обманывать.
Как грамотно выстроить
детский бюджет?
Попробуйте использовать современную методику «трех фондов». Суть ее проста. Бюджет ребенка делится на три части. У каждой части своя цель и предназначение.
Повседневный карманный фонд. Он выделяется родителями с установленной периодичностью. Используется для текущих трат ребенка и находится в полном его управлении. Его, конечно, можно быстро растранжирить на ерунду. Но тогда придется ждать следующей «получки». А можно эти деньги распределить так, чтобы хватило на повседневные нужды до конца оговоренного срока (недели, месяца). А какую-то их часть даже сэкономить и отложить. Воспитательное значение этого фонда – дать ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным и независимым. Проявить предусмотрительность, научиться анализировать различные варианты расходования средств.
Текущий накопительный фонд. Он складывается из денежных подарков, сэкономленных средств или заработанных денег. Цель этого фонда – скопить средства на крупные текущие покупки или подарки друзьям. Свобода распоряжаться таким фондом несколько ограничена: владелец должен советоваться с родителями перед покупкой. Воспитательное значение фонда – укрепление семейной дисциплины, умение планировать, тренировка выдержки и терпения.
Третий фонд рассчитан на длительные накопления. Его источники те же, что и в текущем накопительном фонде. Но решение о его расходовании принимается на семейном совете. Его цель – собрать средства на крупные покупки. Для длительных накоплений целесообразнее открыть в банке текущий счет или поместить деньги на депозит. В зависимости от возраста ребенка взаимодействовать с банком нужно в его присутствии, с его активным участием. Воспитательное значение этого фонда в том, чтобы обучить ребенка навыкам равноправных семейных переговоров, умению разбираться в системе вкладов, совершать какие-то банковские операции. Например, обращаться с кредитной картой, рассчитывать проценты с вклада.