Третья тетрадь
Детный мир
ПРЕДПОЧТЕНИЯ ДЕТСТВА
Стоит попробовать
Тест на развитость литературного вкуса
Вы можете провести его с ребятами 7 – 10 классов. Главное условие – вы разговариваете с каждым отдельно. Тогда ребенок сможет объяснить свой выбор, выразить свои представления о художественности – составить мнение, не зависящее от авторитетов, образцов и штампов. И вам многое откроется…
Инструкция.
Перед вами три фрагмента художественной прозы. Выберите из них тот, который, по вашему мнению, написан лучше всего. Какой из них средний? Какой худший? Обоснуйте свой выбор.
Стимульный материал
(1) Березки, которые при мне посажены были около забора, выросли и стали теперь высокими, ветвистыми деревьями. Двор, бывши некогда украшен тремя правильными цветниками, меж которых шла широкая дорога, усыпанная песком, теперь обращен был в некошеный луг, на котором паслась корова. Бричка моя остановилась у переднего крыльца. Человек мой пошел было отворять двери, но они были заколочены, хотя ставни были открыты и дом казался обитаемым. Баба вышла из людской избы и спросила, кого мне надобно.
(2) После осмотра дома и сытного, хотя довольно скромного обеда новые приятели повели меня гулять по городу, из улицы в улицу, причем мы очень скоро обошли его весь, так как Бонн очень невелик, и даже выходили за ворота, откуда красивый вид на Семигорье. Так же полюбовался я и церквами Бонна, особенно же пятибашенным собором – поистине одним из прекраснейших созданий нашей старинной архитектуры. Улицы в тот день были по-праздничному полны народом, и было приятно медленно брести в толпе, разодетой в яркие, разноцветные платья, перемигиваться с незнакомыми девушками и рассматривать молодых людей, в зимних плащах и шляпах с перьями.
(3) Ступени, на которых я сидел, были горячи; на жидких перильцах и на оконных рамах кое-где выступил от жары древесный клей; под ступеньками и под ставнями в полосках тени жались друг к другу красные козявки. Солнце пекло мне и в голову, и в грудь, и в спину, но я не замечал этого и только чувствовал, как сзади меня в сенях и в комнатах стучали по дощатому полу босые ноги. Убрав чайную посуду, Маша пробежала по ступеням, пахнув на меня ветром, и, как птица, полетела к небольшой закопченной пристройке, должно быть кухне, откуда шел запах жареной баранины и слышался сердитый армянский говор.
Ключ.
Авторы: Пушкин, Вересаев, Чехов. Второй текст, по мнению составителей, сотрудников Лаборатории социологии и психологии художественного образования РАО, наименее совершенный. Третий – средний.