Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Задача повышения готовности подростков к профессиональному самоопределению актуальна практически для всех образовательных учреждений. Интересный опыт ее решение есть у педагогов школы № 20 города Норильска, где открыта опытно-экспериментальная площадка «Создание условий самоопределения школьников через технологии проектной деятельности и дистанционного обучения». Почему через технологии проектной деятельности? Как пишет заместитель директора по научно-методической работе Римма Гера в статье «Предпрофильная подготовка – составляющая успешной социализации» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 2 за 2008 год), «лучше всего ребёнок познаёт себя в деятельности подобной той, которую обеспечивает технология проектирования».
Начать пропедевтическое обучение было решено прямо с первого класса. Учителя начальной школы разработали проект «Цветик-семицветик». Во время реализации проекта младшие школьники познакомились с профессиями группы «человек–природа», пробуя себя в роли цветовода, эколога, ветеринара...
А ученики пятых классов узнали много нового о профессиях сферы «человек – художественный образ». Проект пятиклассников называется «В мире прекрасного». При подготовке и реализации этого проекта школа установила связи с Норильской картинной галереей, Краеведческим музеем, Школой искусств.
Шестиклассники знакомятся с профессиями сферы «человек – знаковая система». В седьмом классе ребята познают мир профессий группы «человек – техника», в восьмом – идет углубление знаний о рабочих профессиях. Восьмиклассников особенно увлек проект «Чрезвычайная ситуация», который состоит из мини-проектов: «Пожарный», «МЧС», «Милиционер», «Скорая помощь». Ученикам девятых классов было предложено два проекта: «Стажер» (изучение профессий в сфере «человек – человек») и «Глобальное мышление» (состоит из двух модулей – «Глобальное образование» и «Глобальные проблемы»).
А когда работа над проектами закончилась, в образовательном учреждении состоялся общешкольный «Праздник труда в Городе Мастеров», где ребята продемонстрировали учителям и родителям плоды своей работы.
Одно из распространенных заблуждений состоит в том, что одаренность нетрудно распознать. Конечно, среди одаренных ребят встречаются истинные вундеркинды. Но гораздо больше «детей со скрытой одаренностью, и если им не повезет, окружающие так и не узнают о ней, – предупреждает Т.Андреева в статье «Одаренный ребенок в классе» («СПРАВОЧНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ», № 1 за 2008 год). – И что, пожалуй, еще хуже –
в ней разуверятся они сами». Проблема в том, что возможности адаптации у многих одаренных школьников ниже, чем у обычных детей. И если их одаренность не укладывается в некоторые школьные и общественные стандарты, то эти дети – потенциальные неудачники.
В материале представлены шесть обобщенных типов одаренных детей, которые выделил кандидат психологических наук Виктор Юркевич.
Природа учебной мотивации описывается во многих книгах. Но почти нигде не встречается текстов, посвященных такому важному мотивирующему фактору, как оптимистичное мировосприятие.
Между тем оптимизм существенно влияет на качество обучения. В статье «Оптимизм или пессимизм? Что предпочтительнее для школьного администратора и педагога» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 3 за 2008 год) психолог Ольга Хухлаева рассказывает о результатах экспериментов, которые проводились с четвероклассниками. После диагностики на оптимизм и пессимизм ребятам предлагалась серия неразрешимых задач, то есть дети ставились в ситуацию неудачи. А после этого им давалась серия задач, которые имели решение. На первом этапе стратегия решения задач у пессимистов деградировала до уровня первого класса. Приступая ко второй группе заданий, они считали, что смогут решить только 50%. Оптимисты же верили, что решат 90%. Естественно, оптимисты справились с задачами второй серии намного лучше пессимистов.
Педагогам важно помнить, что оптимистичный (так же как и пессимистичный) человек «заряжает» своим настроением окружающих.
Но много ли среди учителей оптимистов? Наверное, не очень. Поэтому руководителям школ имеет смысл стараться создавать такие условия для учителей, в которых они хотели бы работать и могли бы передать свой оптимистичный настрой ученикам.