Вторая тетрадь
Школьное дело
Головоломка для директора
Как поощрить школьных работников, которым не положены стимулирующие надбавки
Теперь только ленивый не рассуждает о критериях оценки качества труда педагога, не твердит: «Вопрос очень сложный!»
В чем же сложность? Во-первых, объективно оценить можно то, что системно по своей природе, что уже сложилось и утвердилось, но этого не скажешь про современное состояние образования. Во-вторых, почему-то все попытки выстроить развернутую систему критериев – прозрачную, технологичную, хорошо структурированную – проваливаются.
Вот простая ситуация: в школе работает эффективный психолог, ведет проектную работу, в том числе менеджерскую. Очень полезный работник. Но по Положению на премию нацпроекта его выдвинуть нельзя, поощрить в рамках методик НСОТ тоже не получается. А надо бы. И руководитель вводит поправки в критериальную базу оценки труда педагогов школы. О чем и пишет нам:
«Сейчас в каждой школе разрабатывают критерии оплаты труда педагогов. Но в примерном списке параметров оплаты по стимулирующим надбавкам ничего нет для школьных психологов. Я предложила психологу самой составить для себя параметры, которые мы утвердим. Тогда она будет что-то получать, не останется без зарплаты. А что делать с другими вспомогательными работниками – ума не приложу. Может быть, вы что-то посоветуете?»
За советом мы обратились к Ирине Абанкиной, экономисту, заместителю директора Института развития образования ГУ– ВШЭ. Вот что она сказала:
– Сокращение зон неэффективности образования, выбраковка устаревших программ и услуг низкого качества являются одной из задач, которые решает НСОТ. Отсюда привязка базовой части зарплаты педагога к наполняемости классов, оплата всех оговоренных в договоре видов деятельности педагога: внеклассных занятий, экскурсий, зачетов, экзаменов, подготовки к урокам – не только академических часов, как было раньше. В Постановлении Правительства № 191 о размерах тарифных ставок написано, что именно следует оплачивать.
Администрирование стимулирующей части ФОТ – особая статья. В разных регионах ее денежное выражение разное, но до положенных 30% от ФОТ нигде не доходит. О распределении стимулирующей части составляется Положение ОУ, оно вводится в устав, устав перерегистрируется. По закону вы обязаны предупредить работника об изменении оплаты труда за два месяца. Значит, если вы с сентября в НСОТ, в апреле у вас должно быть все разработано, в мае – обсчитано и утверждено, в июне – доведено до сведения учителей.
Но следует помнить: конкурентная оплата распространяется только на учителей! В Постановлении Правительства № 605 «О введении новых систем оплаты труда» сказано, что труд вспомогательных работников школы оплачивается только по тарифной системе. То есть вариативно его оплачивать нельзя.
Что же посоветовать? Типовые штатные расписания с переходом на НСОТ считаются устаревшими. Но если вы сами его составляете, пусть у вас работает не психолог, а, например, педагог-психолог. Это большая разница.
…Вот как, оказывается. До «прозрачности» ли нам в узком и кривом коридоре новых финансовых правил?