Первая тетрадь
Политика образования
КРУГ ВОПРОСОВ
Комментарий специалиста
Ирина Абанкина, заместитель директора Института развития образования ГУ–ВШЭ, руководитель рабочей группы, анализировавшей конкурсные заявки КПМО 2006 и 2007 годов по направлению «новые системы оплаты труда»:
– Отметим серьезный риск, связанный с существующими на сегодняшний день процедурами проведения аттестации. По формальным критериям (связанным прежде всего с опытом работы, в меньшей мере – с инновационной деятельностью и с реальными достижениями учеников) подавляющее большинство педагогов после 10–15 лет работы в школе уже достигли тех показателей, которые дают им право аттестоваться на высшую категорию и получать ее. Складывается ситуация, когда из 40 педагогов школы 25 уже имеют высшую категорию, а еще 10 претендуют на нее. И все они хотят получать повышенную зарплату. Но это не значит, что фонд оплаты труда такой школы будет серьезно повышен. Или что он будет рассчитываться экономистами именно для высшей категории! Опыт нас учит: ничего подобного в регионах не происходит.
В некоторых регионах рассчитывают фонд оплаты труда так: всем учителям одной школы «приписывают» двенадцатый разряд, другим – двенадцатый с половиной (если это лицей), другим – одиннадцатый с половиной… Обобщенная субсидия, подсчитанная таким образом, доходит до муниципалитетов, потом муниципалитеты распределяют ее по школам… А дальше выкручиваться должен директор. Ведь ему предстоит распределять реальным учителям средства, подсчитанные условно, по усредненному разряду, на абстрактную «школу».