Первая тетрадь
Политика образования
КРУГ ВОПРОСОВ
Предметные тесты – новая форма аттестации учителей?
С введением НСОТ регионы создают свои методики подтверждения профессиональной квалификации
Сегодня российские регионы, реализующие КПМО, разрабатывают и внедряют новые системы оплаты труда, связанные с новыми принципами аттестации педагогов. И чем выше зарплаты –
тем выше требования к аттестации.
В разных регионах профессионализм учителей проверяют разными методами. Своеобразное ноу-хау предложила Республика Чувашия: здесь, чтобы подтвердить свою квалификацию, педагоги сдают...
тесты ЕГЭ.
Учитель, сдай ЕГЭ!
Сегодня в основе должностного оклада чувашских педагогов лежит республиканский прожиточный минимум, который умножается на коэффициент образования (для педагога, закончившего вуз, – 1,5). На протяжении многих лет учительские надбавки не могли довести уровень средней учительской зарплаты до средней зарплаты по промышленности. Разработанная в республике НСОТ обещает, что педагог, аттестовавшийся на вторую категорию, должен получить 50% надбавки, учитель первой категории –100%, учитель с высшей квалификационной категорией – 300% надбавки к зарплате.
В идеале должностной оклад учителя с высшей категорией может составить 17288,38 руб. вместо начислявшихся в 2006–2007 годах 5154,01 руб.
Правда, существующий пирог нельзя поделить на всех присутствующих. Кому-то придется уйти.
В этом учебном году более 28% учителей Чувашской Республики будут аттестовываться по новой форме. Им предстоит пройти две новые процедуры: оценку предметной компетенции и общей компетенции (в том числе – владение компьютерными технологиями).
«Наверное, самым сложным для учителей оказался все-таки экзамен по компьютерным технологиям, – призналась директор МОУ «Калининская СОШ» Вурнарского района Республики Чувашии Татьяна Ефимова. – Я с ним справилась. А вот один педагог, как только увидел задания, рукой махнул и сказал: не буду я проходить эту аттестацию, все равно год до пенсии!»
…Знание компьютера – это еще не все. В ноябре 2007 года 1277 чувашских учителей, вышедших на аттестацию, сдавали ЕГЭ по своему предмету.
Экзамены на знание учителем своего предмета существуют во всех странах. Такие экзамены базируются на известных и уважаемых тестовых материалах.
За неимением таких материалов в Чувашии приходится довольствоваться тестами ЕГЭ. И в точности воспроизводить процедуру единого госэкзамена. Только делает это не Федеральный центр тестирования, а Главная аттестационная комиссия региона.
Сотрудники Центра новых образовательных технологий, проводившие ЕГЭ для чувашских педагогов, учли, что экзаменоваться придут люди, которые уже несколько лет готовят школьников к единому государственному экзамену. «Тестов один к одному, как на школьном ЕГЭ, в этот день не было – задания “слепили” из нескольких вариантов», – пояснила директор центра Галина Арзамасцева.
…39 преподавателей русского языка написали свой предмет на 100 баллов. Почти 90 процентов отличных оценок учителя Чувашии получили на ЕГЭ по истории и географии.
Средний балл на ЕГЭ по математике – 86 (в московских вузах его посчитали бы четверкой), по биологии и химии – 84.
Хуже всего оказались дела с иностранными языками: средний балл — 72 (четверка), есть даже тройки. И это понятно: выпускники редко выбирают иностранный язык как предмет ЕГЭ.
«В целом, – заметила министр образования республики Галина Чернова, – эксперимент с учительским ЕГЭ оказался оправдан. Сработали мы здесь с прицелом на будущее. Ведь через год все экзамены выпускники будут сдавать в форме ЕГЭ. Так что у педагогов теперь двойная мотивация — на результат учеников и на свой собственный».
«Для нас трудности учителей на ЕГЭ стали основой для плодотворной аналитики, – рассказывает проректор по учебно-методической работе Чувашского республиканского института образования Елизавета Казакова. – Картина получилась интересная, вполне закономерная: у педагога и выпускников в большинстве случаев одни и те же пробелы и проблемы с решением заданий ЕГЭ. На будущий год мы уже разработаем модули, которые свяжут воедино ошибки, совершенные на ЕГЭ как учителями, так и учениками».
Учитель, не сдавай ЕГЭ!
В ряде регионов-участников КПМО принципиально отказываются включить задания ЕГЭ в процедуру аттестации учителей.
«Не мы выдавали учителю диплом – не нам подвергать его сомнению», – отмечает Валерий Разуваев, директор Астраханского областного «Центра мониторинга в образовании», проводящего процедуры ЕГЭ и аттестацию учительских кадров.
Руководители образования Тамбовской области, где уже перевели на НСОТ все школы, тоже уверены, что ЕГЭ – лишнее звено в учительской аттестации.
«Мы не думаем, что ЕГЭ следует включать в систему аттестации педагогов, – считает ректор Тамбовского областного института повышения квалификации Галина Шешерина. – В нашей областной модели аттестации мы практически не оцениваем качество знаний самого предмета. Во-первых, у педагогов есть диплом об образовании, который дает им право преподавать в школе. Регулярно раз в пять лет учителя проходят повышение квалификации, а в промежутках наш институт приглашает их на разнообразные курсы. Во-вторых, содержательное владение предметом при нашей системе аттестации просматривается через другие показатели. Если учитель не владеет своим предметом, он не может давать детям образование высокого качества. А качество знаний учеников отслеживается и оценивается в ходе образовательного мониторинга».
Учитель, побудь на месте ученика
«На первых порах мы опасались, что учителя будут выражать недовольство, – призналась Елизавета Казакова. – Но как ни странно, из аттестовавшихся педагогов не справились с ЕГЭ единицы».
«Думаю, что учителю очень полезно пройти аттестацию в форме ЕГЭ, – считает директор СОШ поселка Опытный Цивильского района Галина Фадеева. – Это дает возможность испытать на себе те трудности, с которыми сталкиваются наши дети. Например, сама я получила на ЕГЭ 95 баллов (можно сказать, сплоховала, потому что другие учителя нашей школы сдали экзамен на 98–100 баллов). Оказывается, я потратила лишнее время на переписывание некоторых заданий. На ошибках учатся! Теперь я могу дать своим ученикам ряд полезных практических советов, как сдавать ЕГЭ».
…Впрочем, признаем: к оценке качества учительских знаний весь этот продуктивный опыт имеет мало отношения. А между тем ЕГЭ как один из этапов учительской аттестации вызывает все больший интерес в разных регионах.
Например, в Республике Марий Эл 24 педагога-предметника в 2008 году будут сдавать ЕГЭ для подтверждения собственной квалификации. В 2006 году в аттестационном тестировании приняли участие всего 2 педагога из этой республики, в 2007 году – уже 13 марийских учителей. В связи с введением НСОТ аттестация в форме ЕГЭ может стать в Республике Марий Эл обязательной. Эксперимент с учительским ЕГЭ разворачивается сегодня и на Южном Урале. В Челябинске подчеркивают, что это нововведение в аттестацию тоже обусловлено введением областной НСОТ. «Учитель может и не сдавать ЕГЭ, не проходить аттестацию в новой форме, но тогда он будет очень мало зарабатывать. Он получит зарплату максимум по 11-му разряду», – предупреждают педагогов.
Всех вдохновляет опыт Республики Чувашии, где учителя в массовом порядке сдают ЕГЭ и демонстрируют при этом высокие результаты.
Кто заплатит за хорошие
результаты?
Итак, за несколько лет педагоги не только научили детей сдавать ЕГЭ, но и сами набрались опыта. Для них ЕГЭ не стал серьезным препятствием.
«У нас в школе 31 учитель, и 16 защитились по новой системе аттестации на высшую категорию», – рассказывает директор МОУ «Калининская СОШ» Вурнарского района Татьяна Ефимова.
«У нас 41 учитель. У половины из них – высшая категория», – подытоживает результаты первого года эксперимента директор СОШ поселка Опытный Галина Фадеева.
В обеих школах педагоги получают
принципиально новые должностные оклады за 36-часовую рабочую неделю. По такой схеме НСОТ пока работают лишь 30 пилотных школ республики. Республиканскую НСОТ предполагается внедрять в три этапа: в первый год рост зарплат должен составить 25%, во второй – 56% и, наконец, к 2009 году – 95% по отношению к средней заработной плате за 2006 год.
Пилотные школы призваны показать, какие зарплаты будут у учителей с 2009 года. Результаты пока впечатляющие. Сегодня в школе у Фадеевой учителя высшей квалификации получают 17–18 тысяч, со стажем 25 лет – 20–21 тысячу рублей. У Ефимовой учитель с первой категорией может рассчитывать на 8 тысяч, с высшей – на 16 тысяч.
В обеих школах молодые педагоги стремятся на будущий год выдержать экзамен как минимум на первую категорию. «Помочь им – это наш долг», – заявляют оба директора.
Но если повышение квалификации и дальше пойдет такими темпами и почти все учителя получат высшую категорию, откуда муниципалитет возьмет средства на массовое удвоение зарплат?
Нормативно-подушевое финансирование в этих школах будет сокращаться: рождаемость в окрестных селах падает с каждым годом.
Детей становится все меньше, а учителей с высшей категорией – все больше.
«В этом случае у нас сократится фонд стимулирующих выплат, который сегодня составляет около 20%», – признает Фадеева.
Но в Калининской СОШ стимулирующий ФОТ равняется только 10%. И делить его надо на 31 учителя!
Что будет на будущий год, когда еще несколько учителей наверняка получат высшую категорию, – здесь стараются не думать…
Полностью материалы о новых формах аттестации учителей читайте в № 8 газеты «Управление школой»