Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Самая длинная очередь в России – в детский сад

В дошкольных учреждениях страны не хватает одного миллиона мест

Недавно в Госдуме состоялось заседание «круглого стола», на котором обсуждались гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного образования, включая законодательные аспекты этого вопроса.

Статистика охвата детей дошкольными образовательными учреждениями на первый взгляд впечатляет, а на второй – заставляет задуматься.
На начало 2007/08 учебного года в стране насчитывалось свыше 44 тыс. государственных и муниципальных детских садов, 860 – находящихся на балансе предприятий и 317 частных.
Этой системой охвачено более 5 млн детей, что на поверку составляет лишь около 62% от общего числа дошкольников. В настоящее время более 1 млн детей записаны в очередь на устройство в детские сады.
Проблема дефицита мест решается за счет внутренних резервов системы образования.
Наиболее распространенный способ решения задачи общедоступности дошкольного образования – создание на базе ДОУ групп кратковременного пребывания детей, в том числе для инвалидов, для малышей до трех лет или старших дошкольников, для которых организуется подготовка к первому классу. Более 2800 подобных групп открывается на базе центров дополнительного образования, порядка 13 тысяч – в школах.
Правда, не все специалисты приветствуют начинания такого рода.
Замдиректора Института развития дошкольного образования РАО Елена Землянская опасается, что «такая мощная структура, как школа, скорее всего поглотит дошколят, превратив их в четырехлетних маленьких школьников».
Доступность дошкольного образования зависит не только от количества мест в детских садах, но и от приемлемой оплаты за содержание ребенка в этих учреждениях.
С 1 января 2007 года эта сумма частично компенсируется государством за счет средств из федерального бюджета.
Размер материальной помощи дифференцирован в зависимости от количества детей в семье, посещающих государственные и муниципальные ДОУ: от 20% за одного ребенка до 70% – за троих. Средний объем компенсации в прошлом году составил 269 рублей, а ее получателями стали 3,8 млн человек.
Предполагается, что в нынешнем году этот показатель вырастет до 4,2 млн человек. Если, конечно, все они выдержат хождения по многочисленным инстанциям с целью сбора справок, необходимых для получения этих денег.
По мнению участников «круглого стола», главная проблема, которая требует срочного законодательного решения, состоит в том, чтобы распространить систему компенсаций на родителей, чьи дети посещают негосударственные детские сады, а также на тех граждан, дети которых записаны в очередь на посещение ДОУ.
Доступность дошкольного образования – это одна сторона вопроса, другая заключается в повышении его качества; и решение этой задачи полностью зависит от кадров, работающих в данной системе.
По словам заместителя председателя профсоюза работников народного образования и науки Татьяны Куприяновой, только 26–28% воспитателей детских садов имеют профильное высшее образование, а уровень их заработной платы составляет лишь 44% от средней по экономике.
При этом объем недельной нагрузки воспитателей выше, чем у школьных педагогов, а отпуска короче, и в отличие от учителей они лишены права на досрочную пенсию за выслугу лет.
Участники обсуждения предлагали разные варианты решения этой проблемы: от введения новой системы оплаты труда педагогов ДОУ за счет выделения субвенций из бюджетов субъектов РФ до передачи дошкольного образования на федеральный уровень и включения его в ПНП «Образование».
Директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Игорь Реморенко полагает, что передавать детские сады в ведение федерального центра нецелесообразно, поскольку «это означало бы возврат к плановой экономике и привело бы к раздуванию штата чиновников, а в итоге негативно сказалось бы на качестве дошкольного образования».
В то же время направление дополнительных инвестиций в эту сферу за счет долгосрочных государственных программ развития, призванных в ближайшей перспективе стать логическим продолжением ПНП, по его мнению, вполне реальная перспектива.
Кстати, некоторые субъекты РФ – Красноярский край, Челябинская область, не дожидаясь «милостей от природы», приняли собственные целевые программы, в рамках которых осуществляется грантовая поддержка лучших детских садов и воспитателей.

Рейтинг@Mail.ru