Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Ветров Максим

Выпускник должен иметь право выбора

Сторонники альтернативного подхода к единому экзамену намерены обратиться за поддержкой к Дмитрию Медведеву

Как мы уже писали («ПС» № 4), группа депутатов во главе с заместителем председателя Комитета Госдумы по образованию Олегом Смолиным разработала законопроект, согласно которому выпускникам школ предоставляется право выбора: ЕГЭ или традиционный экзамен. Кроме того, авторы предлагают исключить из перечня предметов, которые сдаются в рамках ЕГЭ, литературу, историю и обществознание.
Комитет по образованию рекомендовал Госдуме не рассматривать данный законопроект. Но его авторы не намерены опускать руки. Недавно они провели «круглый стол» на тему добровольности ЕГЭ.

По словам депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, превращение ЕГЭ в единственный способ проверки знаний учащихся «перевернуло школьную методику преподавания: число задач, требующих творческого подхода, уменьшается, доля заданий, решение которых требует автоматизма, растет».
Оппоненты ЕГЭ не согласны с тем, что проведение эксперимента способствует установлению социальной справедливости и расширяет доступность качественного образования для детей из семей с разным уровнем дохода.
Да, число иногородних абитуриентов, поступивших в столичные вузы, в последние годы растет. Но, по мнению профессора РУДН Вячеслава Шупера, это «не самые способные, а самые кредитоспособные» ребята из провинции. Как считает Шупер, благодаря ЕГЭ «удалось децентрализовать коррупцию», но не победить ее, как это предполагалось вначале.
Речь идет не только о торговле результатами ЕГЭ в интернете и на станциях метро, но и о подготовке к экзамену, которая стала прибыльным бизнесом.
По словам директора московского центра образования № 170 Эллы Гуськовой, «в Москве существует огромная платная курсовая система по подготовке к ЕГЭ», в которую втянуты не только учащиеся, но и педагоги.
«Мы натаскиваем на тесты и больше ничем не занимаемся, поскольку от этого зависит лицо школы», – заявила Элла Гуськова, напомнив о том, что при аттестации школ и учителей учитываются оценки выпускников за ЕГЭ.
Примечательно, что среди самих абитуриентов и студентов нет общего мнения, что лучше: ЕГЭ или традиционные экзамены. Об этом свидетельствуют результаты социологических исследований, которые привела в своем выступлении сотрудник агентства «РейтОР» Ирина Артюшина.
Опрос проводился среди первокурсников, поступивших в вузы по результатам ЕГЭ (причем сдавших его на «хорошо» и «отлично»).
На вопрос о том, в какой форме им было бы удобнее сдавать вступительные испытания в вуз, половина респондентов ответили, что им это безразлично, 20% заявили о том, что им проще было бы сдавать традиционные экзамены, а 13% признались, что «если бы не ЕГЭ, то их результаты были бы хуже».
Этот разброс мнений свидетельствует о том, что среди абитуриентов нет единой позиции по данному вопросу. Может быть, стоит предоставить каждому право выбора формы вступительных испытаний, как это и предлагают сделать авторы законопроекта?
От лица противников законопроекта на «круглом столе» выступил директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Андрей Ершов.
Он опасается, что с принятием этого законопроекта система ЕГЭ, обеспечивающая «объективную и независимую оценку, управление качеством образования и социальную справедливость», даст сбои.
«Законодателям не удастся установить единые критерии приема в вузы, которые будут вести его по традиционной схеме. А это значит, что учащиеся лишатся равных возможностей для поступления в вузы», – убежден Андрей Ершов.
Точку зрения Ершова разделяет главный редактор журнала «Преподавание истории в школе» Энвер Абдуллаев, по мнению которого «старая система вступительных экзаменов несовершенна и неэффективна» и уже потому не может заменить ЕГЭ.
Кроме того, он отметил в законопроекте одно немаловажное противоречие: исключение истории, обществознания и литературы из перечня предметов, которые сдаются в форме ЕГЭ, лишает детей права выбора – в такой же мере, как они сегодня лишены права выбора формы вступительных испытаний. Да и учителя, по свидетельству Э.Абдуллаева, настроены не столь однозначно, как это стремятся представить участники дискуссии.
«Я знаю многих молодых учителей, которые не считают, что ЕГЭ все сводит к натаскиванию. Существуют очень интересные методики преподавания истории, которые позволяют совмещать подготовку к ЕГЭ с творческим развитием учащихся», – считает редактор профильного журнала.

...Инициаторы законопроекта о добровольности ЕГЭ вместе с представителями общественности намерены обратиться за поддержкой своей идеи к вновь избранному президенту страны Дмитрию Медведеву.

Рейтинг@Mail.ru