Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Дашковская Ольга

Компьютеры в школы поставили. И они – стоят...

Эксперты предлагают уделять основное внимание в программах информатизации не закупкам техники, а переподготовке учителей

Ученые РАО выясняли, используются ли в школах электронные образовательные ресурсы, разработанные по государственным программам. Итоги исследования показывают, что педагогов не обучили работать с этими ресурсами.

Образование и ИКТ

На днях в издательстве «Просвещение» состоялось заседание круглого стола на тему «Ребенок в современной информационно-образовательной среде (ИОС)». Генеральный директор издательства «Просвещение», член-корреспондент РАО Александр Кондаков дал определение ИОС как «совокупности педагогических, информационных, коммуникационных технологий, направленных на достижение образовательного результата».
Специалисты очень высоко оценивают потенциал ИОС. Это способ внедрить индивидуальный подход в обучении, повысить интерес к освоению новой информации. А еще – метод социализации личности, особенно важный, например, для детей-инвалидов.
Однако, как утверждают эсперты, потенциальные возможности ИОС сегодня в образовании реализуются мало.
По мнению участников «круглого стола», коренная ошибка государственной политики в сфере школьной информатизации состоит в том, что основные средства тратятся на закупку техники: компьютеров, интерактивных досок, проекторов. Все это, разумеется, необходимо, однако параллельно нужно решать еще несколько задач.
Первая – повышение квалификации учителей, обучение их работе с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). По мнению ведущего научного сотрудника Института содержания и методов обучения РАО Наиля Ханнанова, «сегодня школа насыщена людьми, которые привыкли работать с печатной продукцией».
– Традиционное школьное образование все больше проигрывает поколению информационных акселератов, – заявил заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов. – Учителя только осваивают мир информационных технологий, в то время как дети в нем живут.
Вторая задача – разработка образовательных информационных ресурсов, которые могли бы использоваться в обучении и самообразовании школьников.

Что уже сделано

Примечательно, что тезис о необходимости создавать достойное учебное содержание всегда поддерживался и Министерством образования и науки.
– Мы четко понимаем, что в программе информатизации школ сегодня главное не поставка компьютеров или даже подключение их к интернету, а создание контента, смысловых материалов, – заявил министр образования и науки Андрей Фурсенко в одном из своих выступлений.
В этом месте необходимо сделать небольшое отступление и напомнить, что с 2001 года Правительством РФ было принято несколько программ информатизации образования.
Среди них – Федеральная программа развития образования на 2000–2005 годы (ФПРО) и «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 годы)» (РЕОИС). В школах устанавливали компьютеры, подключали интернет; одновременно в рамках этих программ велась разработка электронных образовательных ресурсов.
Так, в декабре 2004 года практически все российские школы получили медиатеки, содержащие более 50 дисков, подготовленных в рамках РЕОИС и Инновационного проекта развития образования (ИПРО), реализуемого на средства Мирового банка.
Порядка 100 млн долларов было выделено этой организацией на проект «Информатизация системы образования», в рамках которого разрабатывается Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
В новой Федеральной целевой программе развития образования на 2006–2010 гг. (ФЦПРО) прописано создание электронных образовательных продуктов (ЭОР) нового поколения. На эти цели государство выделило 400 млн рублей.
К июню 2007 года они создали 10 курсов для учащихся 5–11 классов по основным предметам школьного цикла, включая иностранные языки, ИЗО, музыку, мировую художественную культуру.
По мнению организаторов проекта – специалистов Минобрнауки, эти новые электронные продукты «предоставляют широкие возможности для качественных изменений учебного процесса».
Диаметрально иной точки зрения придерживаются сотрудники Института стратегических исследований в образовании (ИСИО) РАО. По итогам экспертизы ЭОР в 24 школах девяти регионов они пришли к неутешительным выводам, которые были озвучены на заседании «круглого стола».

Процесс пошел стихийно

По словам заместителя директора ИСИО РАО Ирины Логвиновой, несмотря на довольно высокий потенциал новых электронных курсов, использовать их в школе практически невозможно. Первая причина – технические трудности: школьные компьютеры не могут обеспечить полноценное функционирование новых программ. Вторая, и наиболее важная, причина – учителя не готовы работать с электронными курсами, поскольку для них не было организовано специальное обучение.
– Информационно-образовательная среда школы формируется и развивается стихийно, – констатировала Ирина Логвинова.
По словам руководителя Центра общего образования Федерального института развития образования Евгения Куркина, только 20% учителей регулярно используют ЭОР на уроках, еще столько же – не применяют вовсе и 60% делают это от случая к случаю, как правило, для проведения открытых уроков.
– Если мы от показухи не перейдем к реальной работе, ничего в школе не изменится, – заявил Е. Куркин, но добавил, что не стоит паниковать по этому поводу, поскольку школа сегодня отторгает информационные технологии лишь потому, что не может с ними взаимодействовать.
– Без педагогического фактора внедрение информационных технологий – в лучшем случае вложение средств, в худшем – дезорганизация учебного процесса, – подвел итоги Александр Кондаков.

Рейтинг@Mail.ru