Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена
«Преданья русского семейства»
О замечательной книжной серии, которую вот уже много лет выпускает издательство «Наука»
Сегодня наша словесность заворожена рейтингами продаж. Тексты собираются, как пазлы. Сюжеты меняются, как картинки, но метод сборки уже задан и книги поставлены на поток. Издатели, ежедневно сверяясь с требованиями рынка, подбирают себе авторов так, как механики подбирают шестеренки к печатному станку. Никаких сбоев спроса и предложения, никаких рисков не допускается.
Когда-то Иван Аксаков, отдавая должное таланту Некрасова, сетовал при этом на его «деревянное сердце». Какое же сердце у нынешней литературы и есть ли оно вообще?
И еще думаешь: а пробьется ли в нынешнюю словесность автор, который сможет вот так, по-аксаковски, – без мстительности и раздражения с одной стороны и сентиментального пафоса с другой – взглянуть на советское минувшее?..
Издательство «Наука» с 1998 года издает замечательную и во многом уникальную серию «Преданья русского семейства». Эпиграфом к ней создатели серии выбрали слова Константина Сергеевича Аксакова, которые могут послужить ключом к открытию русского ХIХ века с совершенно новой, малоисследованной стороны: «Вместе и согласно с началом христианской веры выдается начало семейное, основа всего доброго на земле». В редакционную коллегию серии вошли такие известные исследователи русской культуры, как Б.Ф.Егоров, В.А.Котельников, Н.Н.Скатов, Б.Л.Бессонов, С.В.Вальчук, В.М.Камнев, Э.С.Лебедева и Ю.В.Стенник. Книги отличаются не только научной добросовестностью, но и редкой для нашего времени деликатностью в обращении с эпистолярными, мемуарными и другими источниками.
Позицию создателей серии прекрасно выражают размышления доктора филологических наук Натальи Владимировны Володиной в ее замечательной книге о Майковых: «Истолкование чужой судьбы… – это особая ответственность. Беззащитность ушедших в небытие людей обязывает нас быть предельно деликатными и осторожными при объяснении фактов и расшифровке подтекстов, заставляет чувствовать ту невидимую границу, за которую переходить нельзя».
Увы, за десять лет вышло всего пять книг: «Аксаковы», «Мухановы», «Боткины», «Тютчевы», «Майковы». Книги серии, которая по замыслу своему адресована самому широкому читателю, выходят тиражами от тысячи до двух тысяч экземпляров. Найти в книжных магазинах почти невозможно. Сегодня в лидеры продаж попадают совсем другие издания...