Третья тетрадь
Детный мир
ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Удивить, обрадовать, рассмешить
Психолог Александр Романов разработал систему игротерапии для капризных детей
Дай погадаю!
Эта игра подходит и для старших, и для младших школьников. Она проста и эффективна, стимулирует у детей чувство юмора, успокаивает их. Капризничающего ребенка взрослый серьезно спрашивает: «Что с тобой происходит? Дай-ка по руке погадаю». Берет руку ребенка в свою и «гадает», одновременно массируя ладонь и перебирая пальцы – поглаживая, нажимая, пощипывая. Следя за реакцией ребенка, тихонько, чтобы слышал только он, объясняет, например, так: «Ты обиделся, но сам не понимаешь на что. Тебе показалось, что я не прошу, а приказываю». Младшеклассника гаданием смешат, например: «Вот эта линия ведет в страну детских слез, но мы туда не пойдем!» Потом взрослый предлагает: «А теперь ты мне погадай» – и прерванное капризами общение мгновенно восстанавливается.
Говорить только «да» или «нет»
Эта игра рассчитана только на младших школьников. Она помогает научить их внятно высказывать свои желания и нежелания. Играть можно и с группой детей, и с одним ребенком. Ведущий предлагает ребенку загадать, чего он хочет или чего не хочет. А потом с помощью вопросов, на которые ребенок отвечает «да» или «нет», отгадывает задуманное им. Игру легко разнообразить вариантами. Например, дети разбиваются на две группы, одна загадывает общее желание, другая отгадывает. Или дети загадывают не свое желание, а мамино или учительницы: «Чего хочет мама?», «Чего хочет учительница?». Или желание загадывает сам ведущий, а дети отгадывают.
Хитроумный спорщик
Ведущий произносит какое-либо утверждение, а игроки его подтверждают. В качестве доводов можно приводить реальные примеры из жизни. Детям так легче. Если заметите, что игроки затрудняются, помогите им наводящими вопросами. Вот примеры утверждений:
– Уроки лучше делать побыстрее, потому что…
– Тройка хуже четверки.
– Девочек обижать нельзя.
– Когда тебя ругают, это неприятно и обидно.
Утверждений, касающихся жизни класса, семьи и взаимоотношений в них можно придумать очень много. Неплохо взять на вооружение и утверждения, которыми бомбардируют дети, когда хотят чего-то добиться или от чего-то отвертеться. Вот и предложите им на их «бесспорные» утверждения найти контраргументы.
Более подробно познакомиться с игротерапией Александра Романова можно, прочитав его методическое пособие «Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей» (Москва, издательство «Плэйт», 2006).