Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ПОВЕДЕНИЯ


Карасева Наталья

Почему они капризничают?

Так дети пытаются сообщить нам о внутреннем напряжении, с которым они не могут справиться

Даже самые послушные и спокойные дети иногда капризничают. Без капризов не рос ни один ребенок, потому что дети слабы и уязвимы. Но что делать, если капризы входят в привычку?

Какого-то определенного периода в развитии ребенка, который можно было бы назвать «временем капризов», нет. Дети всегда зависят от взрослых и, даже не сознавая этого, устают от подневольности, которая неизбежно порождает конфликты и трения.
Редко капризничает ребенок, который уверен в себе, успешен в школе и авторитетен среди сверстников. Если он вдруг и закапризничает, то велика вероятность, что это первые признаки развивающейся болезни: скоро подскочит температура, и причины необычного поведения раскроются.
Ребенок, у которого много проблем, часто становится невыносимо капризным, изводит своим поведением и семью, и школьный коллектив. Капризы тормозят развитие ребенка. Они могут превратиться в привычку и в будущем серьезно осложнить ему жизнь. Бороться с капризами напрямую бесполезно. Только поняв причину трудностей ребенка, можно устранить вредные последствия.
Детские капризы довольно разнообразны: плаксивость, скандальность, упрямство, вредность. Ребенок может тупо упражняться в каком-то одном варианте, а может и творчески подойти к делу, и тогда учителей и родителей будет терроризировать вредный, упрямый, плаксивый скандалист. И что с ним прикажете делать?! Тут важно помнить: капризы – показатель не силы, а слабости, сигнал о каком-то внутреннем напряжении, с которым ребенок не справляется позитивными способами.

«Плаксы»

Большинство младших школьников – натуры повышенно эмоциональные. У них легко закрепляется привычка реагировать тихим безутешным плачем или бурными рыданиями на всякую затруднительную ситуацию, неудачу или простое замечание. Плаксивостью чаще страдают девочки. Поводов для этого они находят великое множество. Плаксам мало обычной порции внимания, им хочется постоянно убеждаться в «боевой готовности» взрослых.
Угадать, чего хочет или не хочет «царевна-несмеяна» в каждом отдельном случае, нетрудно. Гораздо сложнее установить, какая неудовлетворенная потребность заставляет ребенка плакать так часто. Возможно, причина в общей эмоциональной нестабильности. Но скорее всего ребенок плачет от неуверенности в себе. И без разницы – измучили его «тепличностью» или чрезмерной строгостью. Если от ребенка требовать слишком мало или слишком много, он в обоих случаях начинает считать себя неспособным без посторонней помощи решать задачи, которые ставит перед ним жизнь.
Цепочка причин и следствий банальна: сначала требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей, – заниженные или завышенные, затем неуверенность ребенка в себе, что провоцирует постоянную потребность в непрерывном выражении сочувствия, а слезы – просто самое верное средство добиться этого от взрослых. Укоренившуюся привычку «давить» слезами ребенок переносит и на общение с одноклассниками, от которых получает «по полной программе»: насмешки, обидные прозвища, отказ дружить с «плаксой».
Ребенок уже и рад бы перестроиться, изменить поведение, которое отталкивает от него ребят, но отучиться от привычки плакать по поводу и без повода вот так, сразу, у него вряд ли получится. Юмор и разговоры по душам, конечно, могут осушить слезы в какой-то конкретной ситуации, но побеждать плаксивость ему придется самому. Просто необходимо время. Вот подрастет чуть-чуть – и справится. А пока совет один: отвлекать и переключать внимание.

«Скандалисты»

Со скандалистом труднее, чем с плаксой. Он – борец, берет своих оппонентов «на испуг». Криком, «бешенством», расшвыриванием ручек и тетрадок как бы предупреждает: «Уступите, а то хуже будет». Если взрослые сдаются, скандалист одерживает психологическую победу. Если ввязываются в борьбу и отвечают встречным запугиванием, то перевес опять же на стороне ребенка, ведь он сумел доказать, что взрослые ничем не лучше его. Единственный продуктивный способ взаимодействия с таким ребенком – спокойствие и твердость. Невозмутимо слушать, молчать без угрозы, говорить, не повышая голоса. Не поддаваться на провокацию, помнить, что он всего лишь ребенок и что ему плохо.
Как вести себя после бури? Писать гневные замечания в дневнике? Вызывать в школу родителей и требовать от них немедленных строгих мер? Конструктивнее вместе с родителями попытаться понять, в чем беда ребенка. Может, как-то ущемляются его права и достоинство? Подумать, с чем связано такое поведение: с естественным процессом взросления, с личными амбициями или семейными неурядицами? В каждом из этих случаев предстоит действовать по-своему. Демократизация отношений – возможный выход из одной ситуации, сохранение твердости – из второй, управление конфликтом – из третьей. Но порой установить истинную причину без помощи специалиста невозможно. Действовать тогда нужно совместно с психологом и опираясь на его рекомендации. Скандальность – один из самых неприятных типов детских капризов. Будьте готовы к большим испытаниям. Противостояние может вызвать обострение негативного поведения. Во время цейтнота отвлеките крикуна каким-то срочным делом, неожиданным вопросом.
Если скандальность – преимущественно мальчишеский каприз, то вредин полно и среди мальчиков, и среди девочек. Действуя наперекор, назло, они вступают на тропу войны, стремясь доказать, что никакой управы на них нет. Плохо скрываемое раздражение, а тем более крик только раззадорят вредин, добавят азарта. Мстить им – последнее дело. От капризов они перейдут к агрессии. Такие дети ценят, когда к ним хорошо относятся. А вредничают от неуверенности и как бы проверяют – самыми неподходящими средствами, – что они любимы и нужны. Принцип общения с врединами – «мягкое наказание плюс альтернатива». Вместо безапелляционных требований лучше использовать встречное предложение: «Успокойся, скажи, чего ты хочешь, мы постараемся найти компромисс». Вредин перевоспитать можно только любовью. И терпением.

«Упрямцы»

Природными предпосылками упрямства специалисты считают высокую тревожность, социальными – авторитарный стиль воспитания, конфликтность в семейных отношениях, а также избалованность и слепое обожание. Упрямцу мнится, что взрослые, которые предъявляют к нему какие-либо требования, посягают на него самого, на его значимость и авторитет. Личностные черты упрямца – высокое самомнение, недоверие к окружающим, завышенный уровень притязаний, неспособность замечать свои ошибки, перестраиваться.
Родителей и учителей порой удивляет бессмысленность детского упрямства. Им кажется, что глупее не придумаешь. Но то, что понятно взрослым, может быть недоступно детям. Признать ошибку им мешает гордость. Любую критику они воспринимают очень болезненно. Поэтому упрямцев нельзя принуждать и превращать спор в соревнование по перетягиванию каната. Чем сильнее взрослые пытаются повлиять на упрямца, навязать свое мнение, тем активнее он их игнорирует: начинает неуважительно отвечать или вообще молчать и всякими другими способами оказывать сопротивление. Более демократический стиль отношений тут поможет больше. Самые эффективные способы лечения капризов те, которые «разоружают» ребенка.

Наталья КАРАСЕВА, школьный психолог

Рейтинг@Mail.ru