Третья тетрадь
Детный мир
СОЦИОЛОГИЯ ВОЗРАСТА
Выбор будущей профессии определяют... стереотипы
К такому выводу пришли социологи, обратившиеся к старшеклассникам и выпускникам школ с вопросами об их возможной трудовой деятельности
Думать о своем будущем, планировать его — это особая культура, которую мы пока только осваиваем. Нет традиций, мало примеров, не хватает опыта. Мы меньше надеемся на себя, больше –
на случай, на удачу, на авось. Свои промахи и чужие удачи списываем
на обстоятельства и не спешим анализировать возможности
и перспективы текущего положения дел.
Все бы ничего, но мы невольно заражаем детей этой бесплодной мечтательностью: вот выучишься… вот поступишь… вот женишься… тогда и прилетит к тебе птица счастья, не может не прилететь.
О том, что из этого выходит, рассказывают социологи Тобольского, Тюменского, Ульяновского, Иркутского, Московского и Петербургского университетов.
Для общества одно,
для себя – другое
Самыми значимыми, ценными для общества старшеклассники назвали профессии врача (65%), ученого (46%), учителя (36%), предпринимателя (33%) и художественно-творческую деятельность в широком смысле (28%).
Однако наиболее желанными и престижными для себя они назвали другие профессии: юрист и экономист. В банковских служащих хотели бы превратиться в будущем 37% опрошенных старшеклассников, в юристов – 36%. А вот рабочим, научным сотрудником и учителем видят себя 1% ребят.
Получается, заниматься тем делом, без которого в их же собственном представлении не может обойтись общество, они не собираются. Например, против профессии учителя главный аргумент – «мало платят» (96%). И далее: «непрестижно», «тяжелая психологическая нагрузка», «отсутствие карьерного роста», «большой объем бумажной работы, нудной писанины».
Зачем работать?
«Чего вы ожидаете от будущей работы?» – спросили ребят специалисты. Спектр ответов: «хороших денег» – 28%; «возможность принести пользу обществу» – 3,9%. Профессионального роста ждут 16% выпускников. Самореализации – 11% девочек и 5% мальчиков. Независимости – 7%, общения – 7%.
Планы на будущее
Образование – это предпосылка для обретения дела по душе. Так отвечали 27% юношей и 36% девушек. Неудивительно, что планы на ближайшее будущее у большинства – учеба в вузе. В абсолютном меньшинстве те, кто мечтает посвятить себя дому и семье: девушек – 2,8%, а юношей – 1,2%. А 5% ребят ответили: «У меня нет никаких планов на будущее».
И хотя 90% родителей во что бы то ни стало стремятся дать детям высшее образование, только 42% сегодняшних пап и мам продолжают верить, что прилежная учеба гарантирует жизненный успех.
Как результат – 70% юных респондентов хотят иметь высшее образование, и немалая их часть, 10%, не собираются останавливаться на достигнутом, планируют получить еще и второе высшее образование.
Слагаемые успеха
И все же не в образовании дети видят свое счастье. О том, что для успеха в жизни и карьере важнее всего «уверенность в себе», заявили 47% старшеклассников. Далее – по убывающей: полезные связи, предприимчивость, деньги, профессионализм. А 10% респондентов считают, что для успеха важнее всего хитрость и расчетливость.
Добиваясь успеха, 36% старшеклассников готовы гореть на работе и трудиться без выходных; 33% готовы действовать без помощи и поддержки родителей; 30% какое-то время согласны терпеть бытовые неудобства; а 21% – «если надо, поработаю за небольшие деньги, только недолго». Почти четверть ради успеха не откажутся от брака по расчету, пятая часть опрошенных легко пожертвуют принципами, а 16% готовы даже нарушить закон – лишь бы преуспеть. Ради этого каждый десятый готов «хитрить, лгать и подсиживать».
«Сбыча мечт»
Что такое успех в жизни? Старшеклассники написали по просьбе социологов «письма из будущего». Счастье рисуется в таких образах: шикарная машина, прочный высокий достаток, богатство, переезд в столицу, заграничная жизнь миллиардера, собственный дом или апартаменты, собственный бизнес в сфере финансов, шоу, рекламы, автомобильного сервиса. Праздничный набор завершала «счастливая семья».
Про представление детей о богатстве был отдельный вопрос. И тут каждый третий заявил, что богатство – это возможность тратить, тратить и тратить деньги! Остальные затруднились ответить.
Не по труду честь
Вывод специалистов неутешительный: в ценностной структуре молодежи нет четкой связи между работой и деньгами. Почему ее нет, хотя возможность высоких честных заработков вроде бы появилась?
Доктор философских наук Валентина Выборнова, один из руководителей проекта опроса школьников, констатирует: сегодняшние старшеклассники – это поколение ограниченного профессионального выбора.
Теперь мало кто выбирает «работу по душе». Высокооплачиваемые профессии не всегда престижны, а престижные не всегда общественно значимы. Но если у большинства ребят жизненный успех ассоциируется с работой в шоу-бизнесе, банке и автомобильном сервисе, а учить, лечить, строить, водить корабли, совершать научные открытия будут, по их словам, «жалкие неудачники, которым не повезло в жизни», как не встревожиться?
Почему те специальности, которые подростки называют нужными и важными для общества, не сулят им благ? Почему они в «черном» списке выбирающего профессию подростка?