Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Как создать эффективную программу развития школы? Об этом статья В.Загвоздкина «Школьная программа как средство развития качества образования» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 1 за 2008 год).
Автор обращает внимание на основные этапы, которые согласно методологии организационного менеджмента должны пройти разработчики подобного документа. Всего 13 шагов: инициирование процесса; решение совета школы; формирование групп развития; выявление и описание наличного состояния (что мы за школа? в чем особенности нашего образовательного учреждения?) и анализ «окружающего мира» (какие внешние факторы оказывают положительное и отрицательное влияние на школу? кто является нашими партнерами?); диагноз: сильные и слабые стороны школы; разработка общего видения будущего; формулировка основных идей (миссия, кредо); определение и оценка основных акцентов; определение приоритетов; окончательная редакция текста; принятие программы (обычно путем голосования); осуществление программы; эвалюация (оценка эффективности).  Последовательность прохождения этапов может быть изменена в зависимости от обстоятельств, но в любом случае работа над программой должна осуществляться в логике «движения по спирали». Если, например, какая-либо зафиксированная в тексте идея оказывается нереализованной, следует начать процесс сызнова: инициировать движение, принять решение на совете, выяснить, компетентна ли группа ответственных лиц или надо сформировать другую...
Оценка качества работы школы равнозначна определению вклада школы в успехи ее учеников. Поэтому такая оценка не может происходить независимо от условий: имеют значение и местонахождение школы, и состав школьников (социальное происхождение, способности), и некоторые другие факторы. Например, в Финляндии за решение одного и того же тестового задания «в школе с сильными учениками» будет присвоен балл на несколько единиц ниже, чем за решение аналогичной задачи в образовательном учреждении «со слабым контингентом». Важный показа-
тель – процент учеников, с первого по десятый класс проучившихся в той же школе. Другой значимый критерий: число прервавших обучение, то есть отсев. Существенным позитивным параметром является также репрезентативность состава учащихся для данного социума (региона, места). Идеал  – представленность всех слоев населения и всего спектра способностей, то есть отсутствие отбора.
В этом же номере журнала «ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» размещена статья профессора Российского государственного гуманитарного университета Светланы Майоровой-Щегловой «Организация информационного   взаимодействия учителей и родителей». Сегодня это взаимодействие устанавливается в основном по инициативе школы, причем, как утверждает автор, почти все контакты школы и семьи посвящены лишь вопросам обучения. Между тем, как показал социологический опрос, родителей в первую очередь интересует информация, относящаяся к сфере здоровья и безопасности детей в школе, а также новости школы и класса (сообщения о классных мероприятиях, проведении олимпиад, о поездках, решениях педсоветов, родительского и попечительского советов.

Для многих молодых россиян характерны крайне неустойчивые, подвижные и противоречивые ценностно-целевые установки. К такому заключению пришли социологи Белгородского государственного университета, проанализировав результаты исследования «Социальное аутсайдерство молодежи как источник опасностей и угроз в условиях пограничного региона» (исследование проводилось в Белгородской области).
Как пишут В.Бабинцев, И.Бояринова, Е.Реутов в статье «Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона» («СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ», № 2 за 2008 год), молодые люди не отвергают традиционные социальные ценности в том случае, если они формулируются в общем виде без привязки к конкретной ситуации. Если же предлагается оценить конкретное явление, гуманистические установки молодежи корректируются вплоть до замены на прямо противоположные. Например, 66,33% участников исследования заявили о своем дружелюбном отношении к людям, но почти каждый четвертый из них (24,65%) считает допустимыми противоправные действия в отношении других для достижения своих целей. Показательно, что во время недавнего социологического опроса старшеклассников города Тольятти 68% респондентов заявили, что в России должны жить только русские.

Рейтинг@Mail.ru