Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Как создать эффективную программу развития школы? Об этом статья В.Загвоздкина «Школьная программа как средство развития качества образования» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 1 за 2008 год).
Автор обращает внимание на основные этапы, которые согласно методологии организационного менеджмента должны пройти разработчики подобного документа. Всего 13 шагов: инициирование процесса; решение совета школы; формирование групп развития; выявление и описание наличного состояния (что мы за школа? в чем особенности нашего образовательного учреждения?) и анализ «окружающего мира» (какие внешние факторы оказывают положительное и отрицательное влияние на школу? кто является нашими партнерами?); диагноз: сильные и слабые стороны школы; разработка общего видения будущего; формулировка основных идей (миссия, кредо); определение и оценка основных акцентов; определение приоритетов; окончательная редакция текста; принятие программы (обычно путем голосования); осуществление программы; эвалюация (оценка эффективности). Последовательность прохождения этапов может быть изменена в зависимости от обстоятельств, но в любом случае работа над программой должна осуществляться в логике «движения по спирали». Если, например, какая-либо зафиксированная в тексте идея оказывается нереализованной, следует начать процесс сызнова: инициировать движение, принять решение на совете, выяснить, компетентна ли группа ответственных лиц или надо сформировать другую...
Оценка качества работы школы равнозначна определению вклада школы в успехи ее учеников. Поэтому такая оценка не может происходить независимо от условий: имеют значение и местонахождение школы, и состав школьников (социальное происхождение, способности), и некоторые другие факторы. Например, в Финляндии за решение одного и того же тестового задания «в школе с сильными учениками» будет присвоен балл на несколько единиц ниже, чем за решение аналогичной задачи в образовательном учреждении «со слабым контингентом». Важный показа-
тель – процент учеников, с первого по десятый класс проучившихся в той же школе. Другой значимый критерий: число прервавших обучение, то есть отсев. Существенным позитивным параметром является также репрезентативность состава учащихся для данного социума (региона, места). Идеал – представленность всех слоев населения и всего спектра способностей, то есть отсутствие отбора.
В этом же номере журнала «ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» размещена статья профессора Российского государственного гуманитарного университета Светланы Майоровой-Щегловой «Организация информационного взаимодействия учителей и родителей». Сегодня это взаимодействие устанавливается в основном по инициативе школы, причем, как утверждает автор, почти все контакты школы и семьи посвящены лишь вопросам обучения. Между тем, как показал социологический опрос, родителей в первую очередь интересует информация, относящаяся к сфере здоровья и безопасности детей в школе, а также новости школы и класса (сообщения о классных мероприятиях, проведении олимпиад, о поездках, решениях педсоветов, родительского и попечительского советов.
Для многих молодых россиян характерны крайне неустойчивые, подвижные и противоречивые ценностно-целевые установки. К такому заключению пришли социологи Белгородского государственного университета, проанализировав результаты исследования «Социальное аутсайдерство молодежи как источник опасностей и угроз в условиях пограничного региона» (исследование проводилось в Белгородской области).
Как пишут В.Бабинцев, И.Бояринова, Е.Реутов в статье «Лидерство и аутсайдерство в молодежной среде региона» («СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ», № 2 за 2008 год), молодые люди не отвергают традиционные социальные ценности в том случае, если они формулируются в общем виде без привязки к конкретной ситуации. Если же предлагается оценить конкретное явление, гуманистические установки молодежи корректируются вплоть до замены на прямо противоположные. Например, 66,33% участников исследования заявили о своем дружелюбном отношении к людям, но почти каждый четвертый из них (24,65%) считает допустимыми противоправные действия в отношении других для достижения своих целей. Показательно, что во время недавнего социологического опроса старшеклассников города Тольятти 68% респондентов заявили, что в России должны жить только русские.