Вторая тетрадь
Школьное дело
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Оценка качества работы школы и учителя
Семь общих принципов, которые лежат в ее основе
Чтобы оценить качество работы учителя, еще совсем недавно использовались весьма незатейливые методы: посещение уроков
и проценты «обученности». Сейчас вместе
с разнообразными инновациями в школьный обиход входит и понятие «экспертиза»...
Некоторые школы приглашают коллег – практиков и ученых, специализирующихся в сфере экспертизы, организуют специальную многодневную процедуру. Но таких школ пока совсем немного, термин звучит пугающе, а специалистов, способных занять экспертную позицию, найти довольно сложно.
Тем не менее если в вашей школе внедряются инновационные подходы или технологии, без экспертизы не обойтись. Ибо теперь вам придется не просто соотносить полученный результат со спущенной сверху нормой, а разбираться с живым, постоянно меняющимся процессом, параметры и промежуточные результаты которого нельзя выразить в циф-
рах – инновация же. Поэтому любому управленцу и учителю, работающим в инновационном режиме, придется осваивать позицию эксперта.
А начать лучше всего с принципов, которые сформулировал автор идеи гуманитарной экспертизы, доцент кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Сергей Братченко, признанный специалист в области гуманитарной экспертизы.
Принцип экологичности. Экспертиза не должна нарушать и искажать естественное течение процессов, которые исследует, и тем более не должна наносить никакого вреда или ущерба ее участникам.
Принцип диалога и сотрудничества. Чтобы понять школу как живую реальность, эксперты вступают с участниками экспертизы в непосредственное общение.
Принцип конструктивности. Экспертиза направлена не на выявление ошибок, нарушений и т.п., а на поиск путей развития и усовершенствования.
Принцип креативности и гибкости. Гуманитарная экспертиза образования не является заранее подготовленной и неизменной процедурой. Наоборот, экспертиза, хотя и имеет всегда определенную концептуальную основу, фактически создается заново в каждом конкретном случае, порождается неповторимым сочетанием целей и задач данной экспертизы, особенностей данной экспертируемой ситуации и данного подбора экспертов.
Принцип разносторонности и плюрализма. Как уже неоднократно подчеркивалось, гуманитарная сфера – многозначная, противоречивая, динамичная среда.
Принцип конфиденциальности. Результаты экспертизы, касающиеся конкретных людей (как взрослых, так и детей), не могут быть оглашены без их согласия.
Принцип личной ответственности. Каждый эксперт выражает свою личную позицию и несет за свои действия персональную ответственность, осознавая возможные последствия.
Принципы, конечно, очень общие, разработанные для развернутой экспертизы целой школы. Однако они вполне уместны и в ситуации экспертизы отдельного урока. Их никогда нелишне перечитать, отправляясь на урок к подчиненному или коллеге.
А если вы решили более подробно ознакомиться с процедурой экспертизы в образовании, узнать о качествах и компетенциях, необходимых эксперту, можно также обратиться к книге Д.А.Иванова «Экспертиза в образовании».