Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2008
Первая тетрадь
Политика образования

РЕПОРТАЖ


Олейников Алексей

Сельская школа с французским акцентом

«Entre nous» означает — «между нами». Так называется содружество учеников и учителей, ставшее основой уникального уклада Марковской школы

Что будет с сельской школой, в которой осталось всего пять учеников? В нынешних условиях вопрос решат быстро: закрываем.
Но, оказывается, если не спешить с решением о закрытии, сельская школа может выжить и в такой ситуации, и не просто выжить,
а увеличить число учеников в двадцать раз. Причем за счет городских детей, чьи родители решили, что им лучше учиться именно в этой школе. Нужны только время и педагогический проект, который помог бы школе обрести свое лицо.
Скажете, такого не бывает? Но такая школа существует всего в двух часах езды от Москвы.

Профессионализм

У школы в селе Маркове Владимирской области нет спонсоров. Рядом нет никаких нефтеперерабатывающих заводов или горно-обогатительных комбинатов. От города Покрова до села – шесть километров, дорога пересекает Клязьму и заканчивается в Маркове: дальше сосновые леса и озера, знаменитый Мещерский край.
Проблема, с которой большинство малокомплектных школ сталкивается сейчас, встала перед директором Марковской основной школы Юрием Карпуниным в 89-м году. Тогда у него оставалось пять учеников и семь учителей.
– Стало понятно, что надо что-то делать, – говорит Юрий Карпунин. – Все мы без труда могли найти работу и в Покрове, и во Владимире. Но нам была важна школа, это было вопросом нашего профес-
сионализма.
И учителя нашли решение.
В Марковской школе всегда был сильный французский язык: учитель Нина Фомина, она же завуч, искала нестандартные подходы, новые формы обучения.
И Марковская школа решила сделать ставку на французский. Ввели углубленное изучение языка с первого класса. Появился кукольный театр и театр актера, где ставились русские и французские сказки, разыгрывались пьесы по русской классике – все это работало на изучение французского. В 95-м году Нина Фомина стала лауреатом областного конкурса «Учитель года». По местному телевидению прошел сюжет о ней. О Марковской школе заговорили во Владимире и Покрове. Стали появляться новые ученики, некоторые ходили из города за шесть километров.
Именно в это время были окончательно сформулированы стратегия развития школы и ее принципы, которые легли в основу устава школьного содружества «Entre nous». В переводе это означает «Между нами».
– Многие сначала не понимают смысла этого названия, – говорит Нина Фомина. – Но это означает, что все, что происходит в школе, происходит между нами. Мы одна семья, и школа – наш дом.
– Когда я искал пути выживания школы, то понял, что прежде всего она должна быть продолжением дома, где всем будет комфортно и уютно, – говорит Юрий Карпунин. – Это и есть первый принцип содружества.

Традиция

Слова «школа – наш общий дом» мы слышим часто. Но как превратить их в организующее начало, исходя из которого строятся взаимоотношения между учениками, учителями, родителями?
Второй принцип содружества «Entre nous»: только в совместной творческой работе идет процесс взаимовоспитания. Третий принцип: школа не существует без традиции – традиции как системы внутренних уложений, по которым живет школа.
Начинается это с очень простых вещей: если школа – дом, то в своем доме нельзя ругаться, нельзя оскорблять друг друга – ведь вы все живете здесь. Нельзя рисовать на стенах и партах – это ваши парты и стены.
В Марковской школе нет исписанной мебели. Дети здороваются, когда взрослый просто идет по коридору, а не когда заходит в класс. Они даже носятся по коридорам с какой-то умеренной скоростью, и это отличие уловимо взглядом. Большинство мальчиков – в костюмах, девочки одеты, как одеваются только первого сентября.
Карпунин не скрывает, что в нынешнем понимании у него достаточно консервативная школа.
– У нас нет пирсинга, запрещена жевательная резинка – это оскорбление собеседника, – говорит он. – Приветствуется строгая форма одежды. Мобильные выставлены на бесшумный режим. Когда они вообще только стали появляться, то я запретил носить их в школу. Нет ничего хуже, чем демонстрировать неравенство детей. Все эти правила я объясняю родителям и детям при приеме.
Непрерывный воспитательный процесс, запущенный в начале 90-х, работает, кажется, уже сам по себе. Старшие присматривают за младшими, поправляют их ошибки – так работает второй принцип содружества.
– Новенькие адаптируются недели за две, – рассказывает Карпунин. – Просто привыкают – здесь такие порядки.
Однако что происходит, если ребенок нарушает правила Марковской школы? Если здешняя дисциплина и порядки ему не по нраву?
– Каждый такой случай разбирается на совете содружества, – говорит Юрий Карпунин. – Раньше в его состав входила вся школа, сейчас – учителя и несколько учеников из каждого класса. Мы просто садимся и начинаем обсуждать, что ребенку не нравится. Хочет он учиться в школе или нет? Если хочет, то должен понять, что это наш общий дом и мы так живем. А если не хочет, то, может быть, стоит поговорить с родителями, поискать другую школу? Мы ведь никого не держим. Это культура. Культура общения, поведения. А всякая культура не дается без усилия.

«Русский бал»

К 98-му году число учеников в Марковской школе выросло до тридцати. Практически весь состав школы входил в содружество «Entre nous». А в 2000 году школа начала проект, который привлек в нее еще больше учеников.
Все вышло неожиданно: бывший учитель биологии привез в школу Надежду Дмитриеву, которая возглавляет департамент культуры Российского дворянского собрания. Та пообщалась с детьми и учителями, а потом предложила: а почему бы вам не устраивать… балы?
Учителя загорелись. Вместе с учениками разучивали танцы: польку, полонез, мазурку, вальс, кадриль, вальс-мазурку, котильон. Изучали рисунок движения по архивным видеозаписям настоящих балов. Так появился проект «Русский бал».
Школа была готова к этому проекту. В спектаклях уже давно были хореографические сцены, дети занимались в творческих мастерских по вокалу, музыке, хореографии, ИЗО, работало ателье по пошиву костюмов. Причем вовлекались в эти кружки дети через занятия французским.
А потом, когда количество детей возросло, балы и театральные кружки уже стали традицией, и новичкам самим хотелось поскорее надеть костюмы, выйти на сцену или разучивать па.
Заметим, что Марковская школа никак не рекламировала свой проект. Сама работа учителей стала рекламой. Местное телевидение показало репортажи о «Русском бале»; школьники выступали на городских праздниках и школьных смотрах.
Здесь стоит задуматься: что дают ребенку театр и балы? Оттого что он умеет танцевать котильон, ребенок ЕГЭ лучше не сдаст. Ему бы в физико-математический кружок или секцию информатики.
Так рассуждают прагматики от образования. Но, оказывается, родители так не думают. Осознанно или интуитивно они понимают, что такие вещи – самое важное в школе.

Чего хотят родители

– Четыре года назад из Покрова ко мне пришел целый класс – 23 ребенка, – смеется Карпунин. – Не знал, что делать. Полчаса отговаривал мам: мол, и мебели у нас нет, и школа старая, штукатурка с потолка падает, и добираться тяжело.
Школа и правда старая – 39-го года постройки. Котельная единственная в районе – угольная. Остальные давно уже работают на газе или солярке. Обветшавшие стены и потолок, кое-где из-под штукатурки проступает деревянная обрешетка. Спортзала нет: он переоборудован под бальный зал, детям приходится заниматься в коридоре первого этажа.
Однако все эти неудобства мам не смутили. Не хватает парт – они скооперировались и купили новую мебель в классы. Трудно добираться? Вот уже четвертый год родители вскладчину оплачивают рейс муниципального автобуса от Покрова до Маркова. Попутно автобус заезжает в поселок Луговой – это пять километров от Покрова, забирает оттуда часть детей.
Стоит добавить, что никаких средств родителей школа в обязательном порядке не привлекает. По штату положено две ставки педагога дополнительного образования. Материалы для костюмов, оборудование – все за счет учителей или желающих помочь родителей.
– Наша школа была рассчитана на 400 человек при обучении в две смены, – продолжает Юрий Карпунин. – Но разве это работа: пришли, отчитали уроки и разошлись? Сегодня у нас 107 детей и 17 учителей. Школа забита. Ведь у нас шестидневка и «школа полного дня»: дети здесь часов до пяти засиживаются в мастерских.
Итак, родителей прежде всего привлекает «семейность» школы. Эта составляющая сегодня не учитывается при оценке ее работы. Главное – показатели успеваемости. Но и с этими показателями в Марковской школе все в порядке: хотя средней она стала только три года назад, 20 процентов выпускников поступили в вузы по языковому профилю.
– Мы, кстати, долго бились, чтобы школа стала средней, – добавляет Карпунин. – Ведь получается, что мы бросали детей в самое сложное время. Ведь именно в десятом и одиннадцатом классе формируется личность.
Дважды ученики маленькой сельской школы участвовали в крупных научно-практических конференциях по проблемам изучения иностранного языка. В 2001 году школа стала победителем на Первом всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений. После участия в конференциях в школу приехал даже посол Франции. А профессор французского колледжа Франсуа Рюи два раза в год дает в Марковской школе уроки французского. В школе выступают камерный оркестр и ансамбль солистов «Амадеус» из Владимира.
Выбор родителей очевиден: они проголосовали, отдав своего ребенка в школу, где ему будет лучше. Но сегодня они и проголосовали рублем – нормативное финансирование никто не отменял. Получается, что коллектив Марковской школы, поставив себе задачу сделать школу домом для детей, местом, где им будет комфортно, добился в том числе и финансового успеха.
...Коллектив Марковской школы не пошел по очевидному пути выживания: устраивать лесную школу или брать гектары земли для подсобного хозяйства. Директор и учителя сделали бесполезный – с прагматической точки зрения – и блестящий ход. Школа, не ставившая своей задачей превратиться в эффективный комбинат по поставке образовательных услуг населению, добилась успеха, которому могут позавидовать и элитные городские гимназии.
…На выпускном этого года выпускники попросили включить музыку для бальных танцев.

Рейтинг@Mail.ru