Первая тетрадь
Политика образования
КРУГ ВОПРОСОВ
Комментарий
В целом члены МРГ оценили первый этап развития федеральных университетов
как успешный. Однако есть специалисты, которые скептически относятся к идее укрупнения.
– Самый лучший наш вуз – МГУ – в мировом рейтинге занимает 231-е место, в том числе его опережают 14 австралийских, 7 китайских и 4 гонконгских, – говорит научный руководитель Федерального института развития образования Евгений Сабуров. – Поэтому проблема состоит не в том, чтобы объединить несколько вузов под одной крышей и назвать их федеральным университетом: от того, что мы объединим несколько фабрик, они не станут «General motors».
Статус университета определяется не его величиной и даже не оборудованием, а прежде всего кадровым составом.
Российским профессорам платят только за лекционную работу. И большинство из них не заинтересованы, да и не способны руководить научной деятельностью студентов. Согласно опросам, только 20% преподавателей наших вузов занимаются научной работой, а это значит, что большинство наших вузов функционирует на уровне техникумов.
Боюсь, что Южный и Сибирский федеральный университеты – не исключение из правила. Сибирь, конечно, всегда славилась крупными учеными, но, к сожалению, они не воспитали молодую смену. Кстати, это общероссийская беда.
Что касается оборудования, то в современном вузе оно должно обновляться раз в три года, и с учетом этого фактора те на первый взгляд колоссальные средства, которые выделяются двум федеральным вузам, явно недостаточны. Но самая главная проблема состоит в том, что на эти деньги нельзя привлечь квалифицированных специалистов, в том числе работающих за рубежом. Если же это удается сделать (многие наши ученые мечтают вернуться на родину), то здесь им приходится жить в атмосфере скрытой недоброжелательности, поскольку их зарплата в 10–20 раз больше зарплаты их коллег. Поэтому через некоторое время они вынуждены вернуться обратно.
Как смогут переломить эту ситуацию ректоры федеральных вузов, я себе плохо представляю.
И все-таки, несмотря на все перечисленные мною недостатки, идея создания крупных образовательных и научных центров в регионах мне представляется чрезвычайно важной.
Нам необходимо создать конкурентную среду внутри страны, обеспечив точки роста за пределами Москвы. Иначе мы не выживем, сосредоточив все ресурсы в столице.
Давать рекомендации – дело неблагодарное. Однако думаю, что моя точка зрения довольно ясна: финансирование должно быть увеличено и направлено на решения двух задач. Первое – это привлечение ученых с мировым именем и доведение соотношения преподаватель (вместе с научными работниками) – студент до уровня 1 к 5. Второе – обновление оборудования по заявкам привлеченной элитной профессуры.