Первая тетрадь
Политика образования
ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Высшее образование: программные заявления и реальные проблемы
Итоговая коллегия Рособразования показала отсутствие системного подхода к вузовской реформе
По традиции февраль стал месяцем подведения итогов прошедшего года в Министерстве образования и науки и его подразделениях. Вслед за итоговой коллегией Минобрнауки аналогичное мероприятие состоялось и в Рособразовании, которое с ноября 2007 года возглавил Николай Булаев, до этого руководивший профильным комитетом Госдумы.
Примечательно, что тема качества высшего профессионального образования и сокращения бюджетных мест в вузах, обсуждавшаяся в министерстве, была поднята и в Рособразовании, однако здесь дискуссия по этим и другим вопросам вышла гораздо более острой.
Что тормозит социальный лифт?
Тон обсуждению задал министр образования и науки Андрей Фурсенко, неожиданно для многих поделившийся своими невеселыми размышлениями.
– Недовольство людей изменениями в образовании опирается на реальные проблемы, – сказал министр. Также он констатировал, что «нам не удалось полностью донести идеологию модернизации образования до учащихся и педагогов».
Если мы говорим о конкретных делах и цифрах, то возникает ощущение, что за ними нет системы, – пояснил министр. – А если мы говорим о системе, о каких-то общих вещах, то у многих создается впечатление, что они не подкреплены конкретными действиями.
Обсуждение на коллегии стало своеобразной иллюстрацией этого тезиса: общие, программные заявления порой расходились с реальными делами и цифрами.
Например, Николай Булаев пытался убедить собравшихся: высшее образование должно выполнять функцию социального лифта. Справедливость этого тезиса оспорить сложно – разумеется, должно.
Однако эти слова противоречили конкретным фактам, приведенным в докладе Булаева: контрольные цифры приема в вузы за три года уменьшились на 67,4 тысячи мест.
– Сокращение бюджетных мест в вузах – процесс объективный, – заявил Николай Булаев. – Резкое уменьшение числа выпускников 11 классов не позволяет нам достаточно четко выполнять план приема в учреждения среднего и начального
профобразования.
Итак, социальный лифт повезет не всех – кому-то вместо вуза надо идти в ПТУ. Ведь к 2010 году количество выпускников школ составит 820 тысяч человек, что значительно меньше числа мест в вузах, и, по опасениям главы Рособразования, окончательно «разрушит базу приема в ПТУ и ссузы, а это – путь в никуда».
Выход из ситуации Николай Булаев видит в организации крупных образовательных комплексов, включающих в себя учреждения всех уровней профессионального образования – ПТУ, техникумы и вузы. В минувшем году было создано 24 таких комплекса. При этом Булаев подчеркнул, что цель интеграции – в обеспечении «реальной жизненной траектории для учащихся, а не в поглощении одних учебных заведений другими ради использования их площадей для наращивания платного приема по вузовским программам».
Желание вузов заработать деньги любой ценой неизбежно приводит к падению качества образования, поскольку для молодых людей по-прежнему самыми привлекательными остаются специальности, бюджетный прием на которые в течение последних трех лет последовательно сокращается: по гуманитарным наукам – на 12,4%, по социальным наукам – на 20,3%, по специальностям «экономика и управление» – на 9,1%.
Но именно за это образование граждане готовы платить из собственного кармана, невзирая на прогнозы рынка труда и качество предоставляемых услуг. Их не смущает даже то, что юридический факультет может быть открыт на базе инженерно-технического университета или филиала.
Филиалы: «за» и «против»
– В каком-то смысле плата за некачественное образование равносильна взятке, и надо эту ситуацию перело-
мить, – убежден Андрей Фурсенко.
«Переломить ситуацию» министерство намерено, усилив проверки и ужесточив меры по отношению к нарушителям – вплоть до закрытия филиалов и увольнения ректоров.
Но, как признался Николай Булаев, «мы не в состоянии обеспечить текущий контроль за деятельностью почти 1,5 тысячи образовательных учреждений, находящихся в ведении Рособразования».
Поэтому глава федерального агентства призвал ректоров «проводить внутренний аудит» и «почистить площадки, не дожидаясь прихода Генпрокуратуры, Счетной палаты и Рособрнадзора».
Многие вузы так и поступили, по собственной воле закрыв в прошлом году около 50 филиалов.
Между тем отношение к этой проблеме в образовательном сообществе неоднозначное.
Например, по словам министра образования и науки Татарстана Наиля Вале-
ева, в ближайшее время обсуждению этой темы будет посвящено заседание Совета безопасности республики: настолько остро воспринимается ситуация с филиалами в этом регионе.
Ректор Тюменского государственного нефтегазового университета Николай Карнаухов, напротив, считает, что тревоги коллег сильно преувеличены. По его словам, «некоторые филиалы работают успешно, приближая образование к местам компактного проживания, что особенно важно для отдаленных районов Севера».
Заместитель руководителя Рособрнадзора Елена Геворкян успокоила собравшихся, что «табу на открытие филиалов никто не накладывал».
В то же время руководители ведомства убеждены, что «когда мы очистим филиальную сеть от недействующих и неконкурентоспособных, мы тем самым создадим условия для того, чтобы человек обратился к другим уровням образования».
Двоечникам объявят войну
Помимо филиалов «узким местом» в системе высшего образования является прием на платные отделения абитуриентов с неудовлетворительными оценками за ЕГЭ. Скоро этой практике будет положен конец: по словам руководителя Рособрнадзора Виктора Болотова, министерство готовит изменения в законодательство, согласно которым зачисление двоечников в вуз станет невозможным. Так же как и выставление в аттестат отметки на балл выше той, что была получена за ЕГЭ. Исключение в этом году будет сделано только по трем предметам: математике, русскому языку и литературе. В ближайшем будущем схему «плюс один» вообще планируется отменить, и это значит, что в стране появятся первые выпускники с двойками в аттестатах.
– Иллюзия, что можно сдать ЕГЭ, не зная предмета, призрачная. 20 процентов двоек по математике – это зеркало, и нечего на него пенять, – заявил Андрей Фурсенко.
По сравнению с 2006 годом число двоечников по русскому языку увеличилось с 7,9 до 8,8%, по биологии – с 8 до 9,2%, по географии – с 15,9 до 16,3%, по математике – с 20 до 21,1%.
Вместе с тем в своем выступлении Николай Булаев неоднократно подчеркивал, что «введение ЕГЭ при всем нашем критическом отношении к нему – это ступень для обеспечения равных социальных возможностей при поступлении в вузы для детей из разных семей с разными доходами».
По его мнению, лучшим доказательством этого предположения является тот факт, что число выпускников сельских школ, поступивших в вузы, увеличилось на 15% по сравнению с прошлыми годами.
Общежития дорогого стоят
В связи с притоком иногородних резко обострилась ситуация со студенческими общежитиями, уровень обеспеченности которыми составляет 80,4%.
На ближайшие три года в федеральном бюджете запланировано 36 млрд рублей на капитальный ремонт общежитий. Кроме того, правительством одобрена концепция программы «Научные и научно-педагогические кадры России», в рамках которой в течение ближайших пяти лет планируется выделить порядка 15 млрд рублей на строительство новых корпусов, что, по словам Николая Булаева, «позволит нам обеспечить мобильность студентов, магистров, преподавателей и молодых ученых».
В 2008 году планируется ввести в строй шесть общежитий, в 2009 году – 15.
Большую обеспокоенность у руководителей ведомства вызывает нецелевое использование общежитий: в одной только Москве в ходе проверок было обнаружено 45 тысяч нарушений в этой сфере.
Правда, материалов из московских правоохранительных органов в Рособразование пока еще не поступало, но, как заверил Николай Булаев, к ректорам вузов применят самые суровые меры, вплоть до увольнения.
Аналогичным образом будут наказаны все руководители образовательных учреждений за допущенные нарушения.
А их, как выяснилось, немало.
В Рособразование поступают представления из Генпрокуратуры по итогам проверок различных вузов. Например, государственные вузы становятся учредителями негосударственных, выпускникам которых выдаются сразу два диплома. Такой скандальный инцидент был зафиксирован в Волгоградском государственном педагогическом университете.
Есть случаи выявления коррупции.
При этом, по свидетельству Н.Булаева, доля внебюджетных доходов некоторых вузов достигает 85%, благодаря чему
зарплата некоторых профессоров составляет от 60 тысяч до 200 тысяч рублей при официальной – 14,5 тысячи.
Так что возможности для легального заработка есть, считает глава Рособразования, призывая коллег к дисциплине и порядку и обещая, «что эпоха беспредела закончилась».
В то же время само ведомство далеко не всегда выполняет собственные обязательства перед образовательным сообществом.
Запоздавшие законы
Так, из-за проволочек с подготовкой необходимых нормативных актов на год задержалось вступление в силу закона, согласно которому военнослужащие, отслужившие не менее трех лет по контракту, наделяются правом на внеконкурсное поступление в престижные вузы, на получение повышенной стипендии и бесплатное обучение на подготовительных курсах. Воспользоваться своими льготами контрактники смогут лишь с 1 сентября нынешнего года.
А вот когда реально вступит в силу закон об автономных учреждениях, принятый осенью 2006 года, пока остается неясным: необходимые подзаконные акты до сих пор находятся в стадии написания и согласования с Министерством экономического развития и торговли.
Между тем число образовательных учреждений, желающих перейти в новые организационно-правовые формы, по словам Николая Булаева, «зашкаливает», уже перевалив за сотню.
А в Тюменской области, не дожидаясь решения федеральных властей, создали свою нормативную базу, благодаря чему все образовательные учреждения региона – от детских садов до ссузов – уже перевели в АУ.