Третья тетрадь
Детный мир
ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ДЕТСТВА
От кубиков – к казакам-разбойникам
Всем известно, что у каждого возраста свои игры. Но какими переменами в ребенке обусловлена их смена?
Что такое игра и игрушки, понятно всем. Но стоит попытаться дать им определение, как неминуемо сталкиваешься
с трудностями. Наверное, поэтому в науке до сих пор нет единой, общепринятой теории, объясняющей смысл игровой деятельности детей. В каждой конкретной игре свои игрушки
и свои характерные игровые признаки.
Одна из существующих теорий подразделяет детские игры на функциональные, символические, подражательно-ролевые, игры с правилами и элиминационные.
В функциональных играх положительные эмоции ребенок получает от физической активности как таковой. Беганье, прыганье, кувыркание, кружение – все это функциональные игры. Главное здесь – собственное тело ребенка. А специальным предметам, вроде прыгалки или мяча, отведена лишь вспомогательная роль. Как и ступенькам, веткам, веревкам, дверям и перилам. Танцы, по сути, тоже функциональная игра. И роликовые коньки, и скутеры, и сноуборды…
Символические игры своим появлением обязаны образному мышлению ребенка. Главный смысл таких игр – «как будто». Из кубиков вырастают как будто дома и мосты. А бегая и кружась, ребенок как будто превращается в самолет. Игрушками служат любые предметы, символически преображенные волшебным детским заклинанием «как будто», и даже их отсутствие. Детям бывает достаточно подразумевать их в своей игровой фантазии. Например, можно как будто удить рыбу с лодки-скамейки несуществующей, воображаемой удочкой.
Любой предмет, попадающий в руки или на глаза ребенку, имеет воспитательное значение, будь то подобранный где-то камешек или папин разводной ключ, потому что каждый раз, когда ребенок оглядывается вокруг, он познает что-то новое.
Ребятам мало своих игрушек. Им все время нужны новые. Потому что дети непостоянны в своих пристрастиях: их интересы ограниченны и в то же время глубоки и непосредственны, хотя обычно и недолговечны. Родителям часто непонятно, почему дети отворачиваются от одних игрушек и увлекаются другими, но бывает, что отвергнутый подарок вдруг появляется в игре много месяцев спустя.
Усложняясь, символические игры становятся подражательно-ролевыми. Дети имитируют уже не просто какое-либо действие, а поведение взрослых, распределяя роли и вживаясь в них. Возможности безграничны: в дочки-матери, в больницу, в школу, в театр, в цирк, в войнушку, в рыцарей... Здесь все-таки уже нужны настоящие игрушки. И прежде всего куклы. Ну до чего универсальны игрушки! Эмоциональный мир детей без них, наверное, рухнул бы.
Вспомогательные предметы, которые также включаются в игры, кроме «как будто» могут быть еще и специальными игрушечными, и приспособленными к игре повседневными вещами. Например, когда девчонки играют в дочки-матери, они расставляют специальную кукольную или взятую из маминой кухни настоящую посуду. Но им также нравится превращать в тарелки для кукол листики, а травинки – в ложки.
Чем старше дети, тем важнее для них, чтобы игрушки были «как настоящие» и позволяли делать что-то почти «по¬правдашнему».
Когда игроки еще чуть-чуть взрослеют, подражательно-ролевые игры преобразуются в познавательно-практическую деятельность. И уже както неловко играть в «пещеру чародея», когда можно записаться в химический кружок и там всласть «похимичить».
Младшим подросткам, хотя они и продолжают в той или иной форме играть и в функциональные, и в символические, и в ролевые игры, по душе больше игры с правилами. Игрушками в них служат те же предметы, что и в предыдущих игровых типах, но набор их расширяется и усложняется.
Игра с правилами – это такая многосоставная материя. К ней относятся и традиционные игры, правила которых передаются из поколения в поколение, – жмурки, прятки, лапта, «штандер». И оригинальные, тут правила придумываются конкретной компанией, чужаку ни за что не разобраться!
Но наиболее распространены сегодня игры и игрушки, правила которых нужно освоить: от старых добрых настольных игр до новейших компьютерных стрелялок.
Элиминационные игры в эмоциональном ряду стоят как бы особняком. В них действует не принцип удовольствия, преобладающий в других играх, а принцип освобождения от груза внутреннего напряжения, «изживания» конфликтной ситуации или тяжелого впечатления. И хотя родители в шоке от ребячьих игр в катастрофы, в бандитов и заложников, сами дети погружаются в них с головой. Увлеченно мастерят аксессуары – наручники, гранаты, пистолеты. Этот процесс их успокаивает, примиряет с жестокой реальностью, помогает сублимировать травмирующие впечатления. И взрослым не надо им в этом мешать.
Наталья КАРАСЕВА,
школьный психолог