Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ


Выйти из ситуации, не выходя из себя

Если ученики устраивают педагогу проверку, главное, не поддаваться эмоциям. Ведь именно на это они и рассчитывают

Нет, это дерзость, хамское поведение! Урок начался, а ученица продолжает ходить по классу в поисках лучшего места. Учитель замолкает, ждет, но вскоре понимает, что это ловушка: девочка воплощает задуманный замысел, хочет вывести учителя из себя.

Ученик на уроке все время болтает. Учитель делает замечание – спокойно, уважительно. В ответ – грубое: «Отстань, надоела!»

Закинувший ноги на стол ученик никак не реагирует на замечание учителя.

А ученик, выкрикнувший нецензурное слово в адрес товарища, и не собирается выходить из класса, как того требует учитель.

Или так: «Я, может быть, выйду к доске, но за сто рублей».

Еще как обидно: сломанный стул, имеющий вид обычного; мусорное ведро на учительском столе, натертая мылом доска...

Способов сорвать урок много, но «сорвать учителя» – самый беспроигрышный.

Легче всего «сорвать» человечного, искреннего, открытого учителя. Он сам не манипулирует и к чужим манипуляциям не готов. Поэтому реагирует по-человечески страстно и безусловно.

Ему предлагают: встречайте неадекватное поведение ученика аплодисментами, ведь он работает на публику! А он начинает переживать: да как он мог так со мной обойтись…

Говорят: используйте юмор, например, расшифруйте первые буквы произнесенного нецензурного слова набором замечательных качеств. Или скажите в ответ: «Ты замечательный, и я в это верю». Или просто пошутите, расскажите анекдот. Короче говоря, не обижайтесь, будьте выше.

А если учитель обескуражен всякий раз, когда ученик за списанное решение требует пятерку, несмотря на то, что на контрольной учитель неоднократно ловил его? Если поражен всякий раз, когда класс дружно встает на защиту бессовестного?

Так или иначе, подобные проверки не стоит воспринимать фатально. Это сигнал о том, что у вас с учениками разные представления о взаимоотношениях в классе. Причем взаимопонимание, общие правила вырабатываются долго, постепенно и только путем взаимных уступок. Одним словом, пытайтесь договориться. Из разговора может выясниться, например, что реплика про сто рублей – это «просто шутка», а нецензурное слово – «нечаянно вырвалось, простите». С одной стороны, реакции взрослого человека, работающего в школе не один десяток лет, на выходки и шуточки подростков могут быть и преувеличенными, но ведь и школьники должны понимать, где, с кем и как можно пошутить. Надо учиться договариваться, что бы ни произошло.

Светлана КАРПОВА

Рейтинг@Mail.ru