Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Меньшова Татьяна, Тубельская Елена

Учимся на собственных... успехах!

Новая форма подведения учебных итогов

Закончив изучение большой темы, в конце четверти или полугодия мы стараемся вместе с ребятами подвести итоги. К сожалению, часто этот процесс оборачивается для ребенка обидой: ему снова и снова указывают на его недостатки и неумения. Да еще так, что и не поспоришь. У детей часто руки опускаются. Можно ли подводить итоги иначе, считая не потери, а приобретения? Да к тому же с участием самого ребенка, его товарищей, родителей? Именно так попытались построить процесс оценивания учителя московской «Школы самоопределения» Елена Тубельская и Татьяна Меньшова.

Детали организации

Подведение итогов строится как общий разговор. Есть обязательные участники разговора: классный руководитель и педагог второй половины дня (для начальной школы), родители, сам ребенок. Есть добровольцы (любые заинтересованные родственники, одноклассники, учителя) и те, кого пригласит сам ученик, например, его ближайшие друзья. Все садятся в круг.

Главное условие разговора – обсуждаются только успехи (удачи, продвижения, победы, достижения) ребенка во всех сферах его жизни за какой­то период времени (четверть, полугодие, год). Можно предложить собрать рюкзак для перехода на следующий этап (в следующий класс). Рюкзак (настоящий или символический) перемещается по кругу от одного собеседника к другому и постепенно наполняется успехами и победами нашего героя. Каждый участник не только фиксирует очередной успех, но и приводит конкретный пример – «картинку» в качестве доказательства своей правоты. Начать укладывать рюкзак может главный участник разговора – сам ребенок.

Весь разговор записывается на аудиокассету и отдается ребенку. Ее можно прослушать дома, с теми близкими, кто не участвовал в разговоре.

Разговор состоится только в том случае, если у детей есть некоторый опыт самооценивания, если между учителями и детьми, детьми и родителями, учителями и родителями есть доверительные отношения.

Варианты поведения

Большая часть учеников быстро и легко включаются в разговор. С удовольствием, вдумчиво фиксируют свои продвижения как в учебе, так и в школьной жизни в целом. Некоторые дети бывают смущены ситуацией, что несколько взрослых людей 30–60 минут говорят об их продвижениях. Иногда помогает обращение с вопросом: «Это про тебя? Ты узнаешь себя в этой ситуации?» Как правило, ответ утвердительный.

Большая часть родителей испытывают поначалу легкое замешательство, но затем принимают предложенные условия, постепенно сознавая, как важно вслух, при учителях и друзьях аргументированно похвалить своего сына или дочь, проанализировать их успехи. Есть и такие, кто с большим трудом включается в конструктивный разговор, пытаясь привычно перейти к критике. Кто¬то просто не может похвалить своего ребенка, не умеет выделить его продвижение. У таких участников есть возможность «пропустить ход», послушать других.

За что хвалим?

Интересно, что основания для гордости у детей и родителей почти никогда не совпадают. Дети хвалят себя за все подряд: за то, что сумели найти себе друзей (научились дружить, вступать в общение с новыми людьми), научились прощать, мирно решать споры, расширили круг своих интересов, стали больше и с интересом читать (писать собственные тексты), улучшили почерк, научились задавать вопросы, когда что­то непонятно (и вообще признаваться, когда что­то непонятно), научились учить других, помогать друзьям, разобрались с какой­то темой в математике, научились рисовать. Родители хвалят детей в первую очередь за возросший интерес к чтению, хороший почерк, умение справляться с домашними делами, за то, что с ними легче стало общаться, договариваться. Особенно важно, когда родители замечают, что ребенок стал интересоваться, как прошел день у мамы и папы, стал иногда впускать их в свой мир.

Учителя, как ни странно, не столько учебные успехи детей отмечают, сколько их умение общаться со сверстниками и взрослыми, миролюбие, готовность доводить работу до конца. Конечно, продвижение в предмете тоже не остается без внимания.

Классный руководитель в ходе обсуждения может также сказать о своих наблюдениях за проектной, учебной деятельностью ребенка в текущем году, о его опыте взаимодействия с товарищами и взрослыми. Стоит наметить ближайшие цели, то, что пока только «прорастает». Отдельная задача – интерпретировать некоторые высказывания ребенка и родителей, помочь им сформулировать свои соображения и соотнести их с конкретным опытом детской жизни.

Преимущества метода

Мы так привыкли критиковать все и всех, что разучились видеть в мире, друг в друге и в самих себе положительное. Позитивный опыт необходим всем – и учителям, и детям, и родителям. Обсуждение успехов снимает напряжение при подведении итогов и у детей, и у родителей, обеспечивает свободный, доверительный обмен мнениями. Картина продвижения ребенка получается достаточно полной и разнообразной, поскольку в обсуждении принимают участие несколько человек и сам ребенок.

Рейтинг@Mail.ru