Вторая тетрадь
Школьное дело
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Меньшова Татьяна, Тубельская Елена
Учимся на собственных... успехах!
Новая форма подведения учебных итогов
Закончив изучение большой темы, в конце четверти или полугодия мы стараемся вместе с ребятами подвести итоги. К сожалению, часто этот процесс оборачивается для ребенка обидой: ему снова и снова указывают на его недостатки и неумения. Да еще так, что и не поспоришь.
У детей часто руки опускаются. Можно ли подводить итоги иначе, считая не потери, а приобретения? Да к тому же с участием самого ребенка, его товарищей, родителей? Именно так попытались построить процесс оценивания учителя московской «Школы самоопределения» Елена Тубельская и Татьяна Меньшова.
Детали организации
Подведение итогов строится как общий разговор. Есть обязательные участники разговора: классный руководитель и педагог второй половины дня (для начальной школы), родители, сам ребенок. Есть добровольцы (любые заинтересованные родственники, одноклассники, учителя) и те, кого пригласит сам ученик, например, его ближайшие друзья. Все садятся в круг.
Главное условие разговора – обсуждаются только успехи (удачи, продвижения, победы, достижения) ребенка во всех сферах его жизни за какойто период времени (четверть, полугодие, год). Можно предложить собрать рюкзак для перехода на следующий этап (в следующий класс). Рюкзак (настоящий или символический) перемещается по кругу от одного собеседника к другому и постепенно наполняется успехами и победами нашего героя. Каждый участник не только фиксирует очередной успех, но и приводит конкретный пример – «картинку» в качестве доказательства своей правоты. Начать укладывать рюкзак может главный участник разговора – сам ребенок.
Весь разговор записывается на аудиокассету и отдается ребенку. Ее можно прослушать дома, с теми близкими, кто не участвовал в разговоре.
Разговор состоится только в том случае, если у детей есть некоторый опыт самооценивания, если между учителями и детьми, детьми и родителями, учителями и родителями есть доверительные отношения.
Варианты поведения
Большая часть учеников быстро и легко включаются в разговор. С удовольствием, вдумчиво фиксируют свои продвижения как в учебе, так и в школьной жизни в целом. Некоторые дети бывают смущены ситуацией, что несколько взрослых людей 30–60 минут говорят об их продвижениях. Иногда помогает обращение с вопросом: «Это про тебя? Ты узнаешь себя в этой ситуации?» Как правило, ответ утвердительный.
Большая часть родителей испытывают поначалу легкое замешательство, но затем принимают предложенные условия, постепенно сознавая, как важно вслух, при учителях и друзьях аргументированно похвалить своего сына или дочь, проанализировать их успехи. Есть и такие, кто с большим трудом включается в конструктивный разговор, пытаясь привычно перейти к критике. Кто¬то просто не может похвалить своего ребенка, не умеет выделить его продвижение. У таких участников есть возможность «пропустить ход», послушать других.
За что хвалим?
Интересно, что основания для гордости у детей и родителей почти никогда не совпадают. Дети хвалят себя за все подряд: за то, что сумели найти себе друзей (научились дружить, вступать в общение с новыми людьми), научились прощать, мирно решать споры, расширили круг своих интересов, стали больше и с интересом читать (писать собственные тексты), улучшили почерк, научились задавать вопросы, когда чтото непонятно (и вообще признаваться, когда чтото непонятно), научились учить других, помогать друзьям, разобрались с какойто темой в математике, научились рисовать. Родители хвалят детей в первую очередь за возросший интерес к чтению, хороший почерк, умение справляться с домашними делами, за то, что с ними легче стало общаться, договариваться. Особенно важно, когда родители замечают, что ребенок стал интересоваться, как прошел день у мамы и папы, стал иногда впускать их в свой мир.
Учителя, как ни странно, не столько учебные успехи детей отмечают, сколько их умение общаться со сверстниками и взрослыми, миролюбие, готовность доводить работу до конца. Конечно, продвижение в предмете тоже не остается без внимания.
Классный руководитель в ходе обсуждения может также сказать о своих наблюдениях за проектной, учебной деятельностью ребенка в текущем году, о его опыте взаимодействия с товарищами и взрослыми. Стоит наметить ближайшие цели, то, что пока только «прорастает». Отдельная задача – интерпретировать некоторые высказывания ребенка и родителей, помочь им сформулировать свои соображения и соотнести их с конкретным опытом детской жизни.
Преимущества метода
Мы так привыкли критиковать все и всех, что разучились видеть в мире, друг в друге и в самих себе положительное. Позитивный опыт необходим всем – и учителям, и детям, и родителям. Обсуждение успехов снимает напряжение при подведении итогов и у детей, и у родителей, обеспечивает свободный, доверительный обмен мнениями. Картина продвижения ребенка получается достаточно полной и разнообразной, поскольку в обсуждении принимают участие несколько человек и сам ребенок.