Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК


Если вы решили попробовать, то...

…объем и содержание исследования должны быть посильны для ребенка. Он не должен испытывать чувство разочарования и безнадежности. Поэтому уже при обсуждении темы постарайтесь сузить ее до реальных пределов, чтобы к сроку защиты юный исследователь успел закончить работу качественно, а не утонул в непомерном количестве архивных документов или естественно-научных опытов.

…вам придется постоянно балансировать, выбирая между правом ребенка на ошибку и необходимостью представить качественную работу. С одной стороны, исследование – это прекрасная возможность попробовать свои силы, заходить в тупики и находить верные решения после многочисленных поисков. Но если ребенок проблуждает в тупиковых вариантах слишком долго, ему нечего будет предъявить как результат. Хотя педагоги, наоборот, зачастую склонны слишком поспешно предостерегать ребенка от возможной ошибки или указывать на нерациональный путь решения проблемы. А в ходе исследовательской работы просто необходимо давать ученику возможность сначала «заблудиться», а потом найти выход.

…учебное исследование необязательно должно быть масштабной работой длиной в несколько месяцев. Эта форма свободно может быть использована практически на любом уроке или серии уроков по изучению нового материала. Это, конечно, потребует большей подготовки и значительно большей смелости от учителя по сравнению с традиционным объяснением. Зато и результат будет качественно иным: знания, добытые самостоятельно, присваиваются гораздо успешнее.

…исследование может быть как индивидуальным, так и групповым. Во втором случае ко всем особенностям этой формы работы добавятся трудности групповой работы. Руководителю помимо содержания собственно исследования придется отслеживать взаимодействие учеников, распределение ролей, объема работы и обязанностей. В этой сфере тоже придется соблюдать баланс между диктатом и попустительством. Мы ведь не хотим, чтобы кто-то вечно отсиживался и выезжал за счет работы своих коллег по исследованию. Но и распоряжаться относительно обязанностей каждого из членов группы тоже не годится. Еще один вопрос, не имеющий однозначного ответа: позволять ли ребятам заниматься лишь тем, что им легче всего дается, или настаивать на смене амплуа? То есть смириться ли с тем, что признанный классный компьютерщик раз за разом оформляет презентацию, или настойчиво предлагать ему попробовать себя в других формах работы? Увы, этот вопрос вам каждый раз придется решать заново.

Групповая работа хорошо подходит для изучения нового материала, если он достаточно велик и сложен. В этом случае ребята берут по фрагменту новой темы, исследуют, а потом складывают свои результаты как мозаику.

Рейтинг@Mail.ru