Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Каким может быть обучение на старшей ступени?

Ученые предлагают новую технологию, позволяющую ребятам учиться увлеченно, самостоятельно, в соответствии с требованиями современного общества

«Как трудно работать со старшеклассниками!» – стонут педагоги, бессильно сражаясь с прогулами, невыполненными домашними заданиями, откровенным нежеланием подростков работать на уроке. Эти почти взрослые люди категорически отказываются зубрить, повторять, тренироваться...

Зачем нам эти нововведения?

Мы хотим, чтобы наши ученики ощутили ценность совместного труда, научились организовывать, планировать и осуществлять решения возникших задач, умели рефлексировать, коллективно анализировать результаты деятельности? А при этом еще свободно работали с информацией? И конечно, получили хорошие предметные знания, причем не в результате утомительной зубрежки, а вследствие увлеченной, упорной работы над решением задач, споров и обсуждений, защиты своей позиции? То есть действительно получили современное образование, востребованное в обществе? Значит, нам нужна новая современная образовательная технология, способная привести нас к намеченной цели. Одна из возможностей – Технология образования в Глобальной информационной сети (ТОГИС).

В образовании, как и во многих других областях, эффективны только эволюционные стратегии, поэтому на начальном этапе ТОГИС встраивается в стандартный образовательный процесс, медленно преобразуя его.

Основа технологии ТОГИС – задача

ТОГИС – технология деятельностно-ценностная. Ученики решают особым образом составленные задачи (извлекая необходимые данные из любых источников: книг, CD-ROM и информационной сети, бесед со специалистами) и сравнивают свои выводы с культурными образцами, предлагаемыми учителем. Акцент делается на способах решения, а не на содержании задач. Конечно, это задачи не простые – особенные. В них помимо собственно познавательного компонента (то есть содержания-условия и цели-требования) включены еще элементы информационной задачи и указания к выработке системы ценностей (коммуникационные компоненты).

Соответственно и преобладающие методы обучения в этой технологии – проблемный и модельный. Педагогу приходится признать, что главная его функция в сложившейся ситуации – не передача информации, не контроль и принуждение, а менеджмент образовательного процесса, экспертиза достигнутых результатов.

Естественно, ТОГИС не нуждается в учебниках, они даже вредны (чересчур догматичны). То, что нужно узнать детям, спрятано внутрь культурных образцов, с которыми сопоставляются ученические решения. Школьники, как, впрочем, и студенты, аспиранты, ученые, инженеры и т.д., должны работать с аутентичными источниками и справочными изданиями, самостоятельно делать выводы и не обязательно соглашаться с авторитетами. Нам ведь нужны свободные, самостоятельные, компетентные и ответственные граждане?

Применение в обучении информационных сетей необходимо, но это не самоцель. Смысл в том, что ресурсы позволяют изменить образовательную парадигму: отказаться от накопления знаний в пользу освоения способов деятельности в условиях доступности любых информационных источников.

Как строится учебный процесс

Минимальная единица учебного процесса в технологии – блок уроков, посвященный изучению крупного раздела программы. Соответственно каждый урок рассматривается не как самостоятельный, завершенный фрагмент (проверка домашнего задания – объяснение нового материала – закрепление), а как этап непрерывного движения к цели.

Впрочем, в новой технологии есть и знакомые традиционной педагогике моменты. Так, освоение нового раздела предваряется вводным повторением. Здесь ведущая роль принадлежит учителю, поскольку только он понимает, какая ранее изученная информация потребуется для освоения следующей темы. В то же время актуализация знаний, умений должна произойти в головах учеников, поэтому ребят следует включить в активную деятельность. Следовательно, нужен урок интерактивный и достаточно информативный. Форма, удовлетворяющая этим условиям, – беседа.

Наконец, приступаем к теме – решаем задачи минимального уровня, перекрывающие содержание образовательного стандарта. На начальном этапе работа может осуществляться всем классом вместе, но возможно и деление класса на группы для выполнения разных элементов общей задачи. Состав групп поначалу произвольный.

По истечении определенного времени каждая группа отчитывается о своей работе. Наиболее эффективным вариантом является «публичная защита»: представление всему классу своих выводов, способов решения. Затем – ответы на вопросы слушателей. В ходе такой защиты коллективно обсуждаются другие возможные ходы, упущенные решения. Классу сейчас принадлежит ведущая роль в оценке деятельности группы. И эта оценка особенно важна для учеников, так как общение является ведущей деятельностью в подростковом возрасте.

Иногда одну и ту же задачу решают в разных концах класса две группы – они называются конкурентными, – и в таком случае при защите одной группы другая становится оппонирующей, если поставленная задача допускала варианты.

После коллективной оценки работы группы все ее участники получают одинаковые баллы, что включает механизм групповой ответственности. Оценочные шкалы могут быть любыми, но наиболее предпочтительна комбинация рейтинговой и дескриптивной (содержательная характеристика, в которой учитель описывает, какие умения приобрел ребенок за истекший период, каких успехов добился).

Проверка и контроль

Для успешного управления деятельностью учеников, планирования организационной структуры и содержания уроков необходимо организовать непрерывную обратную связь, получение своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика. Для этого существует гибкая система срезового контроля. Срезовые работы имеют бинарные оценки: да или нет. Общие правила таковы:

Проверяем то, чему учили. Ученик получает на срезе задания того уровня, над достижением которого он уже работал.

Никто не становится хуже. Это значит, что, показав в одном из срезов результат того или иного уровня, ученик до конца этого блока уроков уже не получит задание более низкого уровня. В частности, ученик, показавший на срезе выход на продвинутый уровень, больше до конца блока в срезах не участвует. Он в это время работает над решением более трудных задач этого уровня.

По результатам срезов формируются новые группы, одни из которых работают над задачами следующего уровня, другие, не освоившие текущий уровень, – по-прежнему над задачами этого уровня, хотя достаточно разнообразными и увлекательными. Группы, чей уровень задач существенно отличается от уровня, достигнутого основным составом класса, – как в сторону запредельных высот, так и в область минимума, – отчитываются непосредственно перед учителем, без привлечения других учеников.

При этом ситуация складывается гораздо более щадящая, чем в обычном классе со стандартной системой оценивания. Ребенок, сотрудничая с разными группами сверстников, может при желании достичь как максимально высокого уровня, так и остаться на минимальном. Это не становится поводом к репрессиям, унижениям. В этой системе принципиально нет неуспевающих. Есть люди, достигшие разной степени совершенства.

Живой пример

Предположим, мы изучаем тему «Раннее европейское Средневековье». Класс поначалу решает задачи минимального уровня, то есть такие, для которых можно найти готовое решение или прямое указание, к примеру, в интернете. Остается лишь скомпоновать информацию, выбрать из нескольких противоречивых мнений то, с которым можешь согласиться.

Группам детей предлагается оценить, насколько идеалистичен образ средневекового «благородного рыцаря без страха и упрека» (Задача о рыцаре). Самые шустрые кидаются искать в интернете «рыцаря». И попадают, к примеру, на сайт «рыцарей пива». Явно не по теме. Анализируя текст задачи, ребята находят дополнительные ключевые слова, определяются с источниками информации (готовые рефераты в интернете, тематические сайты, книги, в том числе художественные, «Тристан и Изольда», например, разного рода словари и справочники). Кто-то обратится к музыке заданного времени, найдет средневековые миниатюры. Знатоки иностранных языков найдут себе применение при обследовании ресурсов мировой сети.

После того как группы представили свои выводы, учитель предлагает классу культурные образцы: средневековые миниатюры о жизни рыцарей, несколько образцов реконструированной музыки этой эпохи, написанный средневековым рыцарем текст «Поучение дочерям». После коллективной дискуссии группы могут изменить свои выводы.

Те, кто успешно защитил свое мнение о рыцарях, получают задачу более серьезную. Например, выяснить, как суровая и насквозь регламентированная жизнь средневекового монастыря могла породить истинных «революционеров духа» (Задача о монастыре). Тут на момент составления задачи готового ответа в интернете не было. Приходилось анализировать множество разноплановых источников.

Для тех же, кто пока не преодолел первую планку, есть другая задача: выяснить, могла ли иметь реальный прототип Джоанна – героиня «Черной стрелы» Стивенсона (Задача о даме).

Помимо задач минимального и общего уровней (детям, кстати, не обязательно сообщать эту классификацию) существуют продвинутые задачи, такие, для которых нет однозначного решения, – они отражают спорные вопросы изучаемой предметной области.

Примером такой задачи может стать один из вариантов Задачи о замке. Ученикам предлагается ряд изображений средневековых оборонительных сооружений разного времени постройки и разной степени сохранности. Нужно выделить в этом ряду именно замки, расположить изображения в порядке времени их строительства и через анализ устройства, особенностей конструкции, собственно военных приспособлений проследить развитие военного искусства Средневековья. Почти диссертация. А дети – справляются. Кстати, культурный образец – глава из учебника долговременной фортификации для военных академий, написанного еще в 30-е годы!

Завершение темы

В ТОГИС нет жестких временных границ изучения темы – блок завершается при стабилизации результатов срезов (прекращается продвижение учеников в следующие уровни). На каком бы уровне ни остановился подросток, он все равно считается успешно изучившим раздел. Это тот уровень, на который он смог и захотел подняться в данном разделе, предмете, на данный отрезок времени. Это его личный выбор, который не подлежит оценке. В конце проводится обобщающий семинар по содержанию темы и присвоенным способам деятельности с акцентом на способах, защита решений задач (мини-проектов). И – переход к следующей теме.

До недавних пор все эксперименты по ТОГИС, кроме первых пилотных при разработке технологии, имели ресурсный характер: составление деятельностно-ценностных задач и их проверка в «полевых» условиях. Соответственно эти задачи использовались как единичные вкрапления в стационарный образовательный процесс. Анкетирования и локальные тестирования учеников дали вдохновляющие результаты. Использование ТОГИС для преподавания целых учебных курсов или больших фрагментов курсов только начинается: курс астрономии в одной гимназии из Новокузнецка, разделы «Древнерусская литература» и «Многогранники» в двух школах Калининграда. Кто следующий?

Вячеслав ГУЗЕЕВ,
профессор, заведующий кафедрой образовательной технологии АПКиППРО

Более подробная информация и координаты автора – на сайте http://gouzeev.nm.ru/

Рейтинг@Mail.ru