Вторая тетрадь
Школьное дело
Учителя пишут, чиновники отписываются
Какой вопрос ни задашь, ответ получишь предельно общий. Зато на гербовой бумаге
Пока одни сетуют на вал отчетности, накрывший школу с головой, другие переходят к действиям – благо с недавних пор чиновники от образования повсеместно делают заявления об открытости и прозрачности руководства отраслью, говорят о большой потребности в обратной связи. Почему бы учителям этим не воспользоваться и не задать свои вопросы? Зачем, к примеру, управлению нужен тот или иной документ и ради чего все и всегда нужно делать так срочно?
Опыт активных действий уже есть. В январе учительница Н. написала письмо начальнику департамента образования с вопросом, почему полугодовые отчеты об успеваемости учащихся школа должна сдать строго к 25 декабря. Из-за этого администрация требует выставления оценок к 20 декабря, а полугодие заканчивается только 28-го. Впереди еще неделя учебы, а отчет уже отправлен. Описав ситуацию, учительница поинтересовалась: зачем нужны эти отчеты, зачем так рано и какие срочные решения принимаются на их основании?
В феврале она получила официальный ответ, который не только не разъяснил ситуацию, но и побудил ее написать письмо в «ПС»:
«Возможно, я была слишком наивна, поверив, что фразы, произносимые начальником департамента на телеконференции о том, что она хочет общаться с учителями, – правда. На мое письмо, адресованное ей, ответ пришел из районного управления – естественно, отписка. Понятно: руководители писем, обращенных к ним, не читают, а спускают вниз по инстанциям – вот и вся система управления, замкнутая сама на себе, самодовольная и лживая. …Ксерокопию официального ответа прилагаю».
Собственно сам ответ занимает мало места: крупно – логотип управления образования, адреса и телефоны, должности и подписи. А по сути дела совсем чуть-чуть: результаты успеваемости запрошены «согласно плану работы управления образования»; оценки дети должны получать во время учебного процесса, а каникулы им даются для отдыха; сбор результатов обучающихся необходим управлению «для выявления причин и оказания своевременной методической помощи учителю, ребенку, родителям».
Кто бы спорил! Лошадь жует овес, Волга впадает в Каспийское море, а кто забыл, для того повторим еще раз на гербовой бумаге.
Только это и в самом деле не вяжется с провозглашаемыми ныне приоритетами. С недавним выступлением заместителя Председателя Совета Федерации Дмитрия Мезенцева, например, с его словами: «Необходимо повышать степень информационной открытости органов государственной власти… дать гражданам возможность непосредственного участия в управ-
лении» – даже закон такой готовится.
Но что даст закон, если у руководителя нет привычки прислушиваться к запросу подчиненного, вникать в его ситуацию, думать о том, как можно ее изменить. Если он только и умеет что «отфутболивать» и «ставить на место».
А ведь много учителя не спрашивают, им бы смысл происходящего понять.