Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Учителя пишут, чиновники отписываются

Какой вопрос ни задашь, ответ получишь предельно общий. Зато на гербовой бумаге

Пока одни сетуют на вал отчетности, накрывший школу с головой, другие переходят к действиям – благо с недавних пор чиновники от образования повсеместно делают заявления об открытости и прозрачности руководства отраслью, говорят о большой потребности в обратной связи. Почему бы учителям этим не воспользоваться и не задать свои вопросы? Зачем, к примеру, управлению нужен тот или иной документ и ради чего все и всегда нужно делать так срочно?

Опыт активных действий уже есть. В январе учительница Н. написала письмо начальнику департамента образования с вопросом, почему полугодовые отчеты об успеваемости учащихся школа должна сдать строго к 25 декабря. Из-за этого администрация требует выставления оценок к 20 декабря, а полугодие заканчивается только 28-го. Впереди еще неделя учебы, а отчет уже отправлен. Описав ситуацию, учительница поинтересовалась: зачем нужны эти отчеты, зачем так рано и какие срочные решения принимаются на их основании?

В феврале она получила официальный ответ, который не только не разъяснил ситуацию, но и побудил ее написать письмо в «ПС»:

«Возможно, я была слишком наивна, поверив, что фразы, произносимые начальником департамента на телеконференции о том, что она хочет общаться с учителями, – правда. На мое письмо, адресованное ей, ответ пришел из районного управления – естественно, отписка. Понятно: руководители писем, обращенных к ним, не читают, а спускают вниз по инстанциям – вот и вся система управления, замкнутая сама на себе, самодовольная и лживая. …Ксерокопию официального ответа прилагаю».

Собственно сам ответ занимает мало места: крупно – логотип управления образования, адреса и телефоны, должности и подписи. А по сути дела совсем чуть-чуть: результаты успеваемости запрошены «согласно плану работы управления образования»; оценки дети должны получать во время учебного процесса, а каникулы им даются для отдыха; сбор результатов обучающихся необходим управлению «для выявления причин и оказания своевременной методической помощи учителю, ребенку, родителям».

Кто бы спорил! Лошадь жует овес, Волга впадает в Каспийское море, а кто забыл, для того повторим еще раз на гербовой бумаге.

Только это и в самом деле не вяжется с провозглашаемыми ныне приоритетами. С недавним выступлением заместителя Председателя Совета Федерации Дмитрия Мезенцева, например, с его словами: «Необходимо повышать степень информационной открытости органов государственной власти… дать гражданам возможность непосредственного участия в управ- лении» – даже закон такой готовится.

Но что даст закон, если у руководителя нет привычки прислушиваться к запросу подчиненного, вникать в его ситуацию, думать о том, как можно ее изменить. Если он только и умеет что «отфутболивать» и «ставить на место».

А ведь много учителя не спрашивают, им бы смысл происходящего понять.

Рейтинг@Mail.ru