Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.


Дашковская Ольга

650 миллионов на повышение квалификации

Министерство обнародовало приоритетные направления деятельности в 2008 году

В своем выступлении на итоговой коллегии Министерства образования и науки Андрей Фурсенко не без гордости констатировал, что за четыре года, прошедшие с момента реорганизации министерства, «была решена большая часть поставленных перед ведомством задач».

Есть чем похвалиться

Одним из самых главных достижений прошедшего этапа министр считает «проект, который еще два года назад казался фантастическим, – подключение всех общеобразовательных учреждений к сети Интернет».

– Это во многом перевернуло представления и школьников, и учителей о современных образовательных технологиях, – заявил Фурсенко. – Новое поколение учащихся предъявляет такие требования к образованию, выполнить которые способен только учитель, мастерски владеющий современными информационными и образовательными технологиями, формирующий в школе инновационную, проектную, исследовательскую среду. То есть именно ученики становятся главными инициаторами изменений в образовании.

Другой успех ведомства, по мнению министра, – это позитивные изменения в сфере социальной защиты детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

– Еще три года назад интернатные учреждения и детские дома практически повсеместно были переполнены, а нормативное сопровождение процессов семейного обустройства детей нуждалось в серьезном реформировании, – рассказал Фурсенко.

Чтобы выправить ситуацию, министерство разработало ряд нормативных актов, способствующих семейному устройству детей. Эти меры были подкреплены финансово: с 1 января 2007 года регионы стали получать из федерального бюджета субвенции и субсидии на выплату единовременных пособий при устройстве сирот в семью, на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемных родителей.

В результате, как отмечается в докладе министра, только за 2007 год число детей в приемных семьях увеличилось больше чем в два раза.

Политику министерства поддерживает председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Елена Мизулина.

– Мы должны разрабатывать такое законодательство, которое позволит в достаточно быстрые сроки разместить детей в семьи, – заявила Елена Мизулина. – Любые формы семейного устройства детей лучше детского дома.

В отличие от Екатерины Лаховой, возглавлявшей Комитет по делам женщин, семьи и детей в Госдуме четвертого созыва, Елена Мизулина одобряет идею патронатного воспитания (это самый юридически простой тип устройства ребенка в семью) и вместе со своими коллегами­депутатами готова поддержать соответствующие поправки в Семейный кодекс, разработанные министерством.

Расходы растут

Центральным событием коллегии стало выступление первого вице¬-премьера Сергея Иванова. Лейтмотив его доклада – инновационное развитие страны напрямую зависит от качества кадров.

– На данном этапе экономика испытывает острейший дефицит в высококвалифицированных специалистах по техническим специальностям, – заявил Иванов.

В связи с этим он одобрил действия министерства, увеличившего количество бюджетных мест по инженерным специальностям и сократившего контрольные цифры приема по экономическим, юридическим и другим гуманитарным специальностям.

В то же время первый вице-¬премьер подчеркнул, что «планов по сокращению бюджетных расходов на образование у нас нет – наоборот, эти расходы будут ежегодно увеличиваться».

Эту тему продолжил в своем выступлении Андрей Фурсенко. По его словам, расходы федерального бюджета на одного студента выросли с 2004 года почти в три раза и достигли 78 тысяч рублей.

Однако принцип распределения бюджетных средств будет постепенно реформироваться. В самое ближайшее время планируется перевести на нормативно-¬подушевое финансирование все школы и одновременно начать внедрение этой системы в профессиональном образовании. К 2010 году будут установлены нормативы по всем профилям и направлениям подготовки.

– Деньги должны идти за студентом в тот вуз, который дает ему лучшие знания, – отметил Фурсенко. – Остальные вузы должны перестраивать свою работу, менять профили и организационную структуру. Это приведет к перестройке, модернизации высшей школы, и, наверное, это правильно.

Тему несоответствия количества и качества в высшем образовании затронул и Сергей Иванов, который констатировал, что «по количеству студентов на душу населения наша страна занимает первое место в мире, но многие вузы просто выдают дипломы».

Правомерность этого утверждения доказывают итоги проверок Рособрнадзора, проведенных в прошлом году в 37 регионах страны.

Рособрнадзор предупреждает…

По свидетельству руководителя Рособрнадзора Виктора Болотова, в 27% вузов выявлены значительные нарушения лицензионных требований (обеспечение кадрами, учебниками, выполнение требований СЭС и пожарной инспекции). Примерно треть вузов получили замечания по качеству образования. В целом в прошлом году Рособрнадзор направил в адрес вузов около 800 предписаний.

Примерно такое же количество писем поступило в контрольно¬надзорное ведомство от рядовых граждан. Самые популярные темы обращений – жалобы на действия руководителей образовательных учреждений, нарушения требований лицензирования и аккредитации и критические замечания по организации ЕГЭ.

Несмотря на недовольство россиян единым экзаменом, чиновники и депутаты продолжают считать его механизмом, гарантирующим объективную оценку знаний выпускников, а также доступность качественного образования.

– Благодаря ЕГЭ резко увеличился приток иногородних студентов в столичные вузы, – заявил председатель Комитета Думы по образованию Григорий Балыхин. – И значительно, по сравнению с прошлыми годами, возросла потребность в общежитиях.

По словам Григория Балыхина, надо построить один миллион квадратных метров общежитий и столько же отремонтировать.

Высоко оценивая законопроектную деятельность Минобрнауки, глава профильного комитета Госдумы подчеркнул, что только в 2007 году ведомство приняло участие в разработке 20 законопроектов в сфере образования и науки.

Однако и в этой сфере – по аналогии с вузами – количество далеко не всегда переходит в качество.

Почему не выполняются принятые законы?

Есть законы, которые были приняты еще в начале минувшего года, но так и остались на бумаге из-за отсутствия нормативной базы, ответственность за подготовку которой возложена на Минобрнауки.

К их числу относится закон, гарантирующий воинам, отслужившим по контракту, преимущества и льготы при поступлении в вуз, в том числе бесплатное обучение на подготовительном отделении.

Сергей Иванов выразил крайнее недовольство по поводу того, что закон, идеологом которого он является, до сих пор не вступил в силу.

«Мы должны дать контрактникам не только материальный стимул, но и возможность получить качественное образование в ведущих престижных вузах, – заявил он. – 90 процентов контрактников – люди из семей с низким уровнем дохода, и до появления этого закона у них такой возможности не было».

Расписание на завтра

Как стало известно на коллегии, в 2008 году будет продолжена реализация всех направлений приоритетного национального проекта «Образование», в рамках которого планируется отработать новую модель повышения квалификации работников образования, в первую очередь руководителей. На эти цели планируется потратить 650 миллионов рублей.

Особое внимание будет уделяться эксперименту по совершенствованию организации школьного питания, который стартовал в январе нынешнего года.

В 2008 году продолжится работа по созданию федеральных университетов. Как пояснил Андрей Фурсенко, «на конкурсной основе будет формироваться система научно¬-образовательных комплексов мирового уровня».

В 2009 году планируется запустить не менее 50 проектов поддержки интеграции вузов и научных учреждений с реальной экономикой. В связи с этим начинается разработка законопроектов, позволяющих вузам и НИИ учреждать малые предприятия с целью реализации своих научно-¬технических разработок.

Рейтинг@Mail.ru