Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ.


Ветров Максим

Дадут ли выпускникам право выбирать форму экзамена?

Внесенный в Думу новый законопроект получил отрицательное заключение профильного комитета. Но отзывать его авторы не намерены

C 2009 года единый экзамен будет обязательным для всех выпускников российских школ. Однако еще при рассмотрении закона о ЕГЭ, принятого год назад, некоторые депутаты предлагали сохранить традиционные школьные экзамены для учеников, не собирающихся поступать в вузы. Тогда эта поправка была отклонена. В настоящее время предпринята еще одна попытка создать альтернативу единому экзамену.

Две поправки

На очередном заседании профильного комитета Госдумы был рассмотрен законопроект, вносящий изменения в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании» в части вступительных испытаний в вузы и техникумы.

Авторы документа – члены КПРФ Олег Смолин, Иван Мельников, Алексей Кондауров и «примкнувший к ним» глава Совета Федерации Сергей Миронов.

Разработчики предлагают внести в действующее законодательство две принципиальные поправки.

Во­первых, предоставить выпускнику школы право выбирать форму государственной итоговой аттестации: ЕГЭ или традиционный экзамен.

Во­вторых, не проводить ЕГЭ по предметам «литература», «история», «обществознание».

– Единственное преимущество ЕГЭ заключается в том, что благодаря ему увеличивается число студентов из провинции в столичных вузах, – заявил заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин, представляя позицию авторов законопроекта. – Все остальное относится к числу недостатков.

– Отстаивая добровольность ЕГЭ, мы лоббируем интересы не вузов, а детей, – продолжил Олег Смолин. – Выпускник школы вовсе не обязательно нацелен на продолжение образования. Что же касается отмены ЕГЭ по ряду гуманитарных дисциплин – эти предметы не поддаются формализации. Так считают большинство специалистов.

Законопроект, отменяющий обязательность ЕГЭ, поддерживает только профильный комитет Совета Федерации. Министерство юстиции, Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, правительство и правовое управление Думы дали на него отрицательные отзывы.

По всем управленческим канонам это означало бы, что законопроект совершенно «непроходной». Однако вопреки обычной законотворческой практике законопроект получил одобрение в регионах, куда нормативно¬правовые акты такого статуса рассылаются для обсуждения.

Его поддержали 33 региональных парламента и только пять высказались «против». Еще более показательно, что законопроект оценили положительно в 30 региональных администрациях, приславших свои отзывы.

Альтернатива ЕГЭ уже существует?

Как и следовало ожидать, поддержка регионов не убедила представителей федеральных властей в необходимости законопроекта.

Против него высказались первый заместитель министра образования и науки, статс­секретарь Юрий Сентюрин, руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов, полномочный представитель правительства в Госдуме Андрей Логинов.

По их мнению, существование двух альтернативных систем оценки знаний – ЕГЭ и традиционных итоговых испытаний – приведет к неразберихе и отрицательно скажется на качестве и доступности образования.

Как обычно, одним из основных доводов в пользу безальтернативности ЕГЭ оказались данные статистики. Виктор Болотов сообщил, что в прошлом году в эксперименте по ЕГЭ приняли участие 82 субъекта РФ, 1800 вузов и 2000 техникумов, 52 региона проводили испытания в форме ЕГЭ по восьми и более предметам.

Не встретило одобрения и предложение законодательно отменить ЕГЭ по некоторым гуманитарным дисциплинам.

– Сочинение стало бессмысленной формой оценки знаний, дети перестали читать задолго до введения ЕГЭ, – заявил Виктор Болотов.

Его поддержал председатель думского Комитета по образованию Григорий Балыхин, напомнивший авторам законопроекта, что перечень предметов, которые сдаются в форме ЕГЭ, устанавливается не законом, а нормативными актами Министерства образования и науки.

Противники законопроекта настаивали на том, что ЕГЭ не единственная форма оценки знаний учащихся: вузы вправе принимать абитуриентов по результатам олимпиад и конкурсов, ряд ведущих университетов получил право проводить дополнительные испытания. Виктор Болотов сообщил, что, согласно данным социологических опросов, 65% молодых людей одобряют ЕГЭ.

В заключение дискуссии официальные лица опровергли финансово­экономическое обоснование законопроекта, согласно которому его «реализация не потребует расходов из федерального бюджета» и даже приведет к их сокращению.

– Экономия бюджетных средств, заявленная в законе, требует обоснования, – заявил Андрей Логинов. – Мы не можем предсказать, сколько процентов учащихся выберут традиционную форму, насколько меньше понадобится разработать КИМов и программного обеспечения.

Отрицательный вердикт

– Эксперимент закончен, и в настоящее время мы находимся в стадии переходного периода, – заявил, подводя итоги обсуждения, Юрий Сентюрин. – Министерство – против законопроекта, но за продолжение дискуссии, и главным ее предметом должны стать качество и глубина КИМов, а не отмена ЕГЭ.

11 членов комитета проголосовали против обсуждаемого документа, 4 (члены КПРФ) высказались «за», 1 – представитель «Справедливой России» Виктор Шудегов – воздержался в знак солидарности со своим товарищем по партии и бывшим патроном Сергеем Мироновым. (Напомним, что до нынешнего года В.Шудегов возглавлял Комитет Совета Федерации по образованию и науке.)

Вердикт, вынесенный законодательной инициативе коммунистов, оказался кратким, сухим и стандартным: «Комитет считает целесообразным отклонить представленный законопроект при рассмотрении его в первом чтении».

Несмотря на принятое решение, оппоненты законопроекта согласны пойти на некоторые компромиссы с его разработчиками. Они предложили не торопиться с выводами и «переждать» 2008 год – последний и решающий перед введением ЕГЭ в штатном режиме, – чтобы по прошествии этого срока проанализировать итоги. Выполнение этой задачи, по общему мнению, следует доверить независимому от министерства органу – например, Общественному совету при думском Комитете по образованию.

– За это время накопится много материала, который заставит вас пересмотреть вашу позицию, – примирительно обратился к авторам законопроекта Андрей Логинов.

– Или вы пересмотрите свою, – парировал Олег Смолин. – Законопроект мы отзывать не намерены.

Рейтинг@Mail.ru