Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Если вы решили попробовать, то...

…помните: разрушить стереотип традиционного родительского собрания нелегко. Начать можно с самого наглядного и простого: расставить парты не по-школьному, а полукругом, например. А еще хорошо бы заварить чаю и договориться с родительским комитетом о самом простом угощении.

…не перегружайте собрания разговорами. Гораздо большее впечатление оставляют собственные выводы и размышления. Например, можно провести параллельное анкетирование: сколько времени ребенок бездельничает, смотрит телевизор, легко ли он манипулирует родителями, часто ли обманывает… Попросите (анонимно!) ответить на одни и те же вопросы родителей и детей и подсчитайте проценты. Вы убедитесь, что в некоторых случаях ответы будут расходиться не на несколько процентов, а в разы и даже десятки раз. Только не рассказывайте об этом, потрясая графиками. После небольшого вступления просто положите листки с итогами и выйдите из класса (по очень важному делу). Пусть родители сами сделают выводы и пообщаются. Такое потрясение станет хорошим толчком к разговору.

…команды для дискуссии можно делить по-разному. Если при обсуждении сложились группы противников и сторонников, как у поп-музыки, например, то разделение пройдет само собой. В ином случае можно образовать команды-семьи или использовать случайную выборку. Не забудьте только посоветоваться с присутствующими.

…учитывайте, что у пап и мам может быть разный уровень готовности к осознанному родительству. Некоторые воспринимают свою родительскую функцию лишь как проверяюще-информирующую. Характеризуя ребенка, они отмечают только самые общие признаки: активный или тихий, гуманитарий или технарь. О проблемах своих детей узнают, расспрашивая его приятелей, а для решения выбирают методы попроще. Такие родители предоставляют ребенку максимальную свободу, их совместная деятельность ограничивается приготовлением уроков и выбором кружков.

Семья со вспомогательно-обслуживающим уровнем интересуется уровнем способностей и интересов ребенка, прикладывает усилия для их развития. Такие родители охотно помогают при подготовке к внеклассным мероприятиям: подбирают литературу, шьют костюмы.

Самый высокий уровень осознания своего родительства – помогающий, поддерживающий, сотрудничающий, сопровождающий. Эти взрослые анализируют уровень способностей ребенка, активно участвуют в планировании его индивидуальной образовательной траектории. Обсуждают и прогнозируют вместе с педагогом темп и направления развития ребенка.

Если для родителей с первым уровнем нужно непременно начинать с постепенного сближения – писем, то сотрудничающим родителям вполне можно предложить провести «один день с ребенком» или участие в дебатах.

Рейтинг@Mail.ru