Вторая тетрадь
Школьное дело
КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ
Рабочая тетрадь для учителя
Упражнение 1
Каждая педагогическая команда играет в школе свою роль и существенно меняет общее состояние дел. Вот несколько вопросов, ответив на которые можно понять, чем полезна школе ваша команда.
1. Команда – лаборатория идей.
Есть ли у вашей команды цель? Распределены ли роли? Есть ли общие приоритеты? Как они определились? В вашей команде представители разных классов и предметных кафедр или только добровольцы?
2. Команда – изобретатель форм.
Обсуждаете ли вы ресурсы реализации идей: финансы, время, помещения, расписание? Как их мобилизовать?
3. Команда – пространство профессионального общения.
Работаете ли вы с официальными документами? Кто их приносит, распространяет среди участников? Как они обсуждаются? Есть ли связь между разными нормативными документами? Есть ли общие ценности, которые объединяют вас?
4. Команда – проводник идей администрации.
Кто является инициатором идей? Присутствует ли администратор на собраниях команды (сам организует их)? Активно ли участвует в обсуждении (не подменяет ли собой остальных)? Поощряет ли администрация участников команды материально?
5. Команда – пространство столкновения групповых интересов.
Обсуждаете ли вы цель инноваций? Есть ли связь между теоретическими положениями и практикой? Спорите вы чаще о ценностях, принципах или о конкретных действиях?
6. Команда объединяет всех участников образовательного процесса.
Кто входит в вашу команду? Сотрудничаете ли вы с родителями, представителями местного сообщества, администрацией? Кто в команде обычно налаживает контакты с внешним миром? Почему именно этот человек? Зачем он это делает? Как выстраивает контакты? Есть ли система взаимодействия школы с ближайшим окружением?
Команда может играть несколько ролей одновременно или последовательно – в зависимости от ситуации.
Упражнение 2
Вспомните последнее собрание команды. Учли ли вы, что:
– объявление о собрании должно быть вывешено заранее, не за день?
– повестка собрания должна быть известна участникам?
– необходимо распределение ролей между участниками (секретарь, хранитель регламента, аниматор, фасилитатор)?
– на собрании важно обменяться устными высказываниями и записать свое мнение?
– необходимо принять какие-то конкретные решения?
– следует записать ход собрания (в специальную тетрадь, на кассету, на камеру), чтобы потом можно было еще раз проанализировать ключевые моменты?
– необходимо запланировать деятельность на ближайший период?
– договориться сразу, когда примерно состоится следующее собрание?