Вторая тетрадь
Школьное дело
О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
В статье заместителя директора Федерального института педагогических измерений Рособрнадзора Галины Ковалевой «Единый госэкзамен: май–июнь 2007 года» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 1 за 2008 год) представлен анализ результатов ЕГЭ. Автор четко сформулировала выявленные экзаменационными испытаниями проблемные точки подготовки выпускников.
Так, один из основных недочетов экзаменационных работ по математике – «жесткое следование изученным алгоритмам без учета особенностей условий поставленной задачи, позволяющих использовать более рациональный метод решения». Этот недостаток характерен для школьников, которые сдали ЕГЭ на «хорошо» и «отлично».
Как и в предыдущие годы, в ходе сдачи ЕГЭ ученики продемонстрировали довольно слабые результаты при решении геометрических задач повышенного уровня сложности. С большинством геометрических задач повышенного уровня по планиметрии в 2007 г. в среднем справились 9% выпускников (2006 г. – 10%,
2005 г. – 7%), по стереометрии – 10% (2006 г. – 11% и 2005 г. – 12%). Задачу по стереометрии высокого уровня (С4) в 2007 г. в среднем выполнили 0,79%
(2006 г. – 0,63%, 2005 г. – 1,75%).
Наибольшие затруднения при сдаче экзамена по русскому языку вызвали задания, содержащиеся во второй части теста и проверяющие лингвистическую компетентность выпускников (умение проводить лингвистический анализ текста).
В публикации обращается внимание на недостаточную проработку предметных разделов, связанных с интерпретацией содержания текста, его комментированием, определением способов и средств связи предложений. Во многих сочинениях-рассуждениях школьников встречаются существенные нарушения логики развития мысли, смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения.
На ЕГЭ по истории выпускникам труднее всего дались задания по второй половине ХХ в. Это объясняется тем, что в старших классах на изучение, повторение и закрепление обширного материала отводится слишком мало времени.
По-прежнему в числе «провальных» остаются вопросы по истории культуры, истории общественной мысли, политических партий и движений.
Сколько крыльев у бабочки? Название каких пяти деревьев начинается с согласного звука? Что дарят на день рождения? Что бывает на дорогах после дождя? ...Из этих и других замечательных вопросов, а также загадок и несложных задач на логическое мышление состоят интеллектуальные разминки, которые учитель начальных классов Е.Машукова регулярно проводит на уроках. Каждая разминка включает в себя семь заданий. В статье «Интеллектуальные разминки» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 1 за 2008 год) представлены примеры подобных упражнений.
Автор убеждена, что эти разминки способствуют развитию творческого мышления учеников.
Современной науке известны многие секреты благотворного воздействия смеха на организм человека. Американский невролог Уильям Фрай говорит о смехе как об «особом механизме дыхания, при котором вдох продлевается и становится более глубоким, а выдох, напротив, укорачивается так, что легкие почти полностью освобождаются от воздуха». Когда человек смеется, он получает больше кислорода, что сказывается на сообразительности и быстроте реакции. А французский медик Генри Рубинштейн считает, что с помощью смеха человек может исправить дыхание. В медицине даже возникло особое направление – смехотерапия. Словом, смех нужен всем: и молодым, и пожилым. Вот как сказал о смехе А.Толстой: «Ему, как и влюбленности, не научишь». Зато можно воспользоваться несколькими простыми советами В.Жуковского в статье «Добрый целитель смех»
(«ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ», № 1 за 2008 год), помогающими сберечь радость жизни. Оказывается, нужно чаще бывать среди веселых людей. Уделять больше времени тем, кто вам дорог. Время от времени менять свой имидж и все то, что можно изменить без особых усилий. Например, попробовать иногда ездить на работу необычным маршрутом.