Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Е.Л.Мерзлякова

Чему и как учить учителей

СПб.: Речь, 2007

Книга носит заманчивый подзаголовок «Тренинг эффективного педагогического общения» и представляет собой развернутую, рассчитанную на целый год программу тренинга для учителей.

Она может быть полезной для работы в тех школах, где управленцы, реалистично оценивающие возможности существующей системы повышения квалификации, взяли этот процесс в собственные руки и организуют действительно полезные и эффективные занятия для своих учителей. Педагоги ведь с каждым годом работы накапливают все больший груз проблем, устают, перестают понимать детей, разочаровываются в профессии. А до психолога доходят редко: не доверяют, да и недосуг. Иное дело тренинг, форма свежая, привлекательная, далекая от школьной рутины.

Поэтому школьный психолог или коллега-учитель, прошедший небольшую подготовку, могут взяться за проведение таких занятий.

Программа состоит из трех модулей по нескольку занятий в каждом. Например, модуль «Развитие навыков конструктивного педагогического взаимодействия»: «Наиболее типичные ошибки в поведении преподавателей», «Понятие психологического манипулирования» и «Инструментарий “мастера эффективной коммуникации ”».

Описания занятий содержат подробную методическую поддержку: тесты, игры, содержательные темы для дискуссий. По поводу каждой темы даны понятные и доброжелательные психологические комментарии. Много рекомендаций для ведущего, но не жестких, не однозначных: то и дело встречаешь описание альтернативных вариантов или ремарки: «Ведущий самостоятельно решает…» или «Как правило, это происходит не так, как написано в книгах, а как получается». В конце описания каждого занятия есть раздаточный материал.

Одним словом, книжка продуманная и содержательная, но тому, кто возьмет на себя роль организатора тренинга, придется немало потрудиться. И эти усилия скорее всего оправдают себя.

М.А.Тыртышная

50 идей для классного руководителя

Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

Иногда кажется, что сфера применения сил классного руководителя просто необъятна. Действительно хороший классный наставник не только контролирует успеваемость-посещаемость, проводит классные часы и родительские собрания, организует походы, но и приучает ребят планировать свое время, помогает им познавать свои способности и определяться с жизненными ценностями, прививает навыки общения, работы в команде. Собственно, для этого и существуют классные часы, походы, поездки, классные праздники. Но даже для учителя, который удерживает все эти многочисленные задачи, не всегда легко придумать, как это сделать. Книжка Тыртышной предлагает многочисленные игры, занятия, формы планирования и организации жизни класса.

Оглавление выглядит незамысловато: столбиком напечатаны Идея № 1, 2, 3 и так до № 50. Каждая посвящена одному из направлений во взаимодействии с учениками: «Давайте перезнакомимся снова», «Послушаем мир», «Проведем урок сами», «Нам нужна команда», «Учебная презентация». Развивать темы автор предлагает по-разному: беседы, диспуты, деловые игры, тематические недели. Часть тренинговых упражнений, тестов, игр покажется вам знакомой, а что-то наверняка пополнит вашу копилку воспитательных приемов. Некоторые могут стать началом для дальнейшей систематической работы в классе.

Иные педагогические методы могут показаться чересчур прямолинейными, но книжка хороша разнообразием тем и форм работы, поэтому из нее вполне можно выбрать то, что подходит именно для вас и вашего класса.

Рейтинг@Mail.ru