Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК


Учимся быть посредниками между родителями и ребенком

Несколько советов, помогающих учителю сделать это посредничество эффективным

Родителям часто не хватает времени, чтобы просто по¬-человечески поговорить со своим ребенком, заметить, что он вырос. Во многих семьях «отцы и дети» встречаются на несколько минут утром и вечером, общаются все больше записками и по телефону. А мы хотим, чтобы они шли по нашему приглашению в школу и просиживали целые часы на родительских собраниях. Естественно, они всячески уклоняются от этих часто малоинформативных встреч. Так, может, использовать время собраний и свой профессионализм для другого, действительно важного дела: создавать в школе условия для встречи родителей со своим ребенком?

Школа – вечная угроза?

Родители наших учеников действительно не очень любят приходить в школу, особенно родители слабоуспевающих детей. И это вполне объяснимо: слыша упреки в адрес своего ребенка, они ощущают себя неуспешными родителями.

Бороться с этим бесполезно, лучше учитывать эти факторы и идти навстречу. Ведь небольшую по объему и приватную информацию вполне можно сообщить при помощи SMS и электронной почты. Кстати, информация совсем не обязательно должна быть негативной. Попробуйте написать: «Ваш сын на уроке литературы вел себя хорошо!» То­то родители удивятся. И постепенно перестанут воспринимать школу как вечную угрозу и источник неприятностей.

Письмо под кастрюлей

Настороженные, если не сказать негативные, отношения в треугольнике ребенок–родители–школа настолько устоялись, что изменять их приходится долго и постепенно.

Для начала можно раз в месяц или в четверть давать ребенку специальное время для написания письма родителям. Опыт показывает, что сначала это предложение вызывает недоумение. Кроме «как дела?» – «нормально» и говорить-то вроде не о чем. В этом случае педагог может напомнить ребенку о том, что интересного, забавного, важного произошло за последние дни: на перемене, на уроке, когда ходили в лес или играли во дворе. Письмо не должно быть «отчетом о проделанной работе», пусть это будет рассказ о событиях и переживаниях в жизни ребенка. Разумеется, ни на чем нельзя настаивать. Напомнить о важной ситуации и спросить: «Ты можешь написать об этом маме?»

Эффект от таких писем бывает удивительным. Родители искренне изумляются: раньше на вопрос о прошедшем дне ребенок привычно отвечал, что ничего особенного не произошло, а теперь оказывается, столько всего пережил и перечувствовал…

Письма могут быть самым первым шагом вступления в осознанное родительство.

Хорошо бы и мам подвигнуть на написание писем своему ребенку, ведь встреча происходит, когда двое делают шаг навстречу друг другу. Для детей это очень важно.

Кстати, ребята разного возраста по-¬разному, но очень ревностно следят за доставкой и реакцией родителей на свои письма. Малыши почти всегда посылают письмо по почте и ежедневно тащат родителей к почтовому ящику. Младшие подростки выжидают, когда у взрослого выдастся свободная минута, подходят и решительно кладут перед ним конверт. А старшие школьники предпочитают оставлять письмо на видном месте, придавив для верности кружкой или кастрюлей.

«Если бы я был моим папой…»

В конце недели или четверти можно предлагать ребятам продолжить предложения, заранее напечатанные на листочках: «Мама и папа, я хочу вам рассказать о… Порадовать вас… Если бы я был моим папой… Когда я остаюсь один дома… Больше всего я боюсь…»

Листки (без подписей!) за несколько прошедших недель можно вывесить перед родительским собранием. Наверняка равнодушным не останется ни один взрослый: а не мой ли это написал?

Те же или немного измененные начала фраз можно предложить родителям во время собрания. Ответы взрослых ребята читают потом с не меньшим вниманием и интересом.

Если же собрать самые интересные фразы, высказанные детьми и родителями за год, их можно сшить в книжку, благо оргтехника перестала быть проблемой, и дарить в конце учебного года вместе с накопившимися рисунками, работами, фотографиями.

Кстати, такие детские высказывания могут стать лучшим из всех возможных пособий по возрастным особенностям. Обычно ведь учитель на первом в году собрании не очень интересно и не очень понятно рассказывает, например, об особенностях младших подростков. Эффект такого изложения бывает близким к нулю. И совсем другое дело, если дать родителям почитать высказывания детей, которые на год­два старше их собственных.

Зал родительского ожидания

Школа все больше закрывается и отгораживается от родителей. Охрана и суровое объявление: «Родители в школу не допускаются» – отбивают последнее желание туда приходить.

Если вы собираетесь выстраивать сотрудничество с родителями, непременно нужно обустроить хоть небольшое помещение при входе. А если правильно организовать среду, то там постепенно возникнет нечто вроде родительского клуба. Прежде всего нужно создать пространство для общения. Самое простое решение – вывесить и обновлять большие листы и запустить подобие чата: вопрос–ответ. Это, конечно, потребует определенных затрат сил и времени. Педагогам и психологам придется регулярно наведываться к этой говорящей стене и писать ответы, когда зал ожидания опустеет.

В тех школах, где организовано такое пространство, родители со временем начинают объединяться в группы на основе волнующих их проблем: раннее курение; ребенок таскает деньги из дома; отдалился от семьи, ничего о себе не рассказывает. Тогда эти встречи будут полезными, и родители станут приходить, понимая, зачем им это нужно.

Один день с ребенком

Никакая встреча невозможна без взаимопонимания, и «влезть в чужие туфли» иногда очень полезно. Суть в том, что мама (для папы это может оказаться непосильным испытанием) проводит полный школьный день в роли ребенка. Ведь родители быстро забывают о том, сколько поводов для страхов и неуверенности рождает каждый школьный день. Даже для отличников. А после школы придется отчитаться за полученные отметки и бегом в спортивную секцию или кружок, да еще уроки на завтра. Если мама честно пройдет это испытание, к вечеру у нее будет не сон, а обморок.

А для ребенка лет с тринадцати тоже будет полезно провести целый день вместе с мамой, в том числе и на ее рабочем месте. Это станет лучшей профориентацией, позволит увидеть деловые взаимоотношения. Для более полной картины можно потом взять с собой другого ребенка, а своего пристроить к его маме на день.

Пусть ребенок будет рядом

А этот метод возник благодаря психологу Марине Битяновой, которая при проведении тренингов предлагает педагогам держать перед глазами фотографию своего класса. Чтобы наши педагогические разговоры не превращались в бездетно-¬абстрактные рассуждения, попросите родителей захватить с собой на собрание фотографию ребенка, чтобы хотя бы виртуально он находился рядом.

Кстати, в реальности он в это время обычно сидит за дверью и со страхом ждет, когда родитель выйдет…

Поэтому еще лучше приглашать родителей вместе с детьми. И уж, разумеется, не для показательных порок и устрашения.

В таком составе лучше всего обсуждать какие­то актуальные для всех темы или реальные школьные прецеденты. Только, конечно, нельзя использовать ситуации из жизни присутствующих.

Мы однажды устроили серьезные дебаты со старшеклассниками и их родителями, взяв случай из школьной практики, который произошел в другом городе. Ученик начальной школы, подписывая тетрадь, указал фамилию, имя и отчество, а учительница при проверке отчество зачеркнула. Так вот, мы эту ситуацию обсуждали, и не просто эмоционально, а с привлечением документов: Кодекса, Конвенции о правах ребенка. Очень кстати пришлось то, что среди родителей класса были юристы, которые объяснили и про моральный ущерб, и про уничижение роли отца в глазах ребенка.

Такие дискуссии дают возможность родителям увидеть своих детей в новом свете, а заодно и самим попрактиковаться в аргументированном высказывании своего мнения.

Екатерина АЛЕКСАНДРОВА, профессор кафедры педагогики Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского

Рейтинг@Mail.ru