Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ


Меркулов Филипп

Совместная работа учителей: по команде или в команде?

Общие для всех педагогов школы профессиональные проблемы плодотворнее решать вместе. Но важно знать, как грамотно организовать эту деятельность

В школьном менеджменте становится все более популярным понятие «педагогическая команда». Уже и многие организационные и методические инновации предполагают слаженную работу команды учителей. Однако в реальности не так часто можно встретить действующую педагогическую команду. Да и откуда ей взяться, если институты готовят профессионалов-одиночек?

С чего начинается работа в команде?

«Я понимаю, зачем создается футбольная команда: один мяч на всех. А зачем нужна команда в школе? У каждого свой предмет, свои задачи».

В одной школе все началось с создания школьного сайта в интернете. Он нужен был в том числе и для того, чтобы о школе узнали в городе, чтобы в нее пришли новые ученики. Для наполнения сайта разнообразными материалами сформировались рабочие группы, состоящие из учителей и учеников. В каждой группе были 2–3 лидера, остальные играли более или менее активную роль. Выполнив стоящую перед ней задачу, команда прекратила свое существование. Но люди, почувствовавшие вкус командной работы, уже готовы были решать в командах и другие задачи.

Сначала команду необходимо как-то собрать

1. Напишите привлекательное приглашение на первую встречу. Не записку, не приказ администрации («явка обязательна»), а яркое объявление, текст которого пробуждает любопытство, вызывает улыбку. Картинки, карикатуры, комиксы привлекают взрослых не меньше, чем детей. Поэтому используйте их при подготовке материалов собрания.

2. Четко определите цели этого первого собрания.

3. Назначьте удачное время, чтобы людям не пришлось задерживаться допоздна в школе, приезжать специально. Вообще чтобы потребовалось приложить минимальное усилие ради присутствия на собрании.

Можно собрать небольшую команду во время обеда и решить некоторые вопросы прямо в столовой. А если погода хорошая, то перенести собрание на природу. Устроить педагогический пикник.

Команда не должна разбежаться, пока цель не достигнута

Можно подстегнуть азарт сотрудников, увлечь их яркими положительными примерами. Вот страничка нашего сайта, скучная, невыразительная. А вот что есть у других школ: содержательно, оригинально. Можем придумать свое, не хуже?

Помогает поддерживать работоспособность команды регулярное анкетирование, быстро, на месте, в течение 10–15 минут. Вопросы предлагаются забавные, но имеющие отношение к делу. Так каждый сможет внести свою лепту, а ядро команды. Обработав анкеты, команда существенно продвинется в выполнении задачи, не забыв поблагодарить впоследствии каждого, чья идея принесла пользу.

Чтобы сотрудники эффективно работали, они должны видеть, как администрация старается создать им условия для этой работы. К примеру, обеспечить доступ к компьютеру в удобное время, дать отдельный пароль, возможность распечатывать материалы.

Каждый в команде делает, что может, в соответствии с возможностями и степенью активности. Один сочинит текст, другой соберет материалы у коллег, проведет анкетирование. Кто-то всего лишь проверит ошибки на сайте. Это тоже важная работа, за которую стоит сказать спасибо.

Педагогический коллектив, в сущности, ничем не отличается от класса. Одни очень заинтересованы в работе, болеют за общее дело. Другие стараются угодить начальству. Кто-то делает строго то, что велено, от сих до сих. Кого-то необходимо подталкивать. Это не значит, что человек ленится. Возможно, у него много других дел.

Важное условие командной работы – веселая, доброжелательная атмосфера. Поменьше замечаний, побольше шуток, полуделовых-полуразвлекательных чаепитий, награждений и поощрений. Не обязательно раздавать множество официальных премий. Конфета, эмблема, смешное поздравление одинаково радуют и взрослых, и детей.

Сопротивление материала

Возражения коллег против командной работы не следует игнорировать, иначе совместной работы не получится. Соберите типичные протесты. Обычно говорят следующее: у нас нет возможностей (времени, квалификации, материалов, денег…); мы должны работать по программе, не отклоняясь от курса; уровень учеников стал гораздо ниже, с ними невозможно работать эффективно; начальство (проверяющие, методисты) будет возражать; нас этому не учили; ничего не выйдет, как обычно.

Убеждая людей в преимуществах командной работы, стоит зафиксировать затраты рабочего времени. Окажется, что они не так велики. К тому же часть повседневной работы педагога будет выполняться общими усилиями. К примеру, вместо томительного ежемесячного переписывания личных планов и отчетов можно провести коллективное обсуждение, итоги которого представить на сайте, в школьной газете.

На овладение новым способом работы в самом деле нужно время. Это время профессионального роста педагога, которое не совпадет по ритму с учебным временем школьника. Оно измеряется не четвертями и полугодиями. Требуется 2–3 года, чтобы стать сотрудником команды.

Коллективная работа зависит от внешних требований, управленческих решений, индивидуальных стратегий учителей, запросов учеников. Каждый из перечисленных факторов может как облегчать, так и осложнять командную деятельность.

Задачу для команды редко удается выбрать самостоятельно. Чаще команды создаются под запрос «сверху»: проектная работа, исследовательская деятельность… Важно, чтобы это была межпредметная проблема, и в то же время необходимо привлекать элементы предметных программ, учитывать учебный план.

Часто именно внешняя необходимость заставляет людей объединяться. И чем сложнее ситуация, тем выше потребность людей поддержать друг друга.

Судя по опросам, самыми сложными проблемами педагоги считают: повышение учебной мотивации детей; борьбу с агрессивным поведением; работу с «трудными» учениками, с разноуровневым классом. Проведите свой опрос, найдите общие болевые точки. Пусть рабочие группы будут созданы именно для решения этих проблем в вашей школе.

Одним из главных препятствий на пути к объединению, которое педагоги не осознают или по крайней мере не проговаривают, является внутренняя установка: у ближайших коллег учиться нечему. С ними можно обсудить рецепты салатов, планы на отпуск, но профессиональной помощи от них ждать не приходится. Что учитель физкультуры посоветует преподавателю изо или музыки? Чем математик поможет историку? С подобной установкой бороться сложнее всего.

Зато преимущества сотрудничества с учениками педагоги понимают быстро. Они видят, что командное взаимодействие позволяет лучше узнать детей, понять их проблемы, услышать их мнение. Возникают доверительные отношения. Работа в группе дает детям шанс раскрыться, проявить свои лучшие качества. Не слишком прилежный ученик окажется азартным исследователем, инициатором оригинальных идей. Общая исследовательская задача заставляет ребят занять более активную позицию по отношению к собственному образованию. Повышаются их активность, ответственность. Ученики приучаются к теоретическим рассуждениям, чтению сложных научных текстов, официальных документов. Это умение сказывается потом и на уроках.

Именно очевидные выгоды сотрудничества с учениками заставляют педагогов мириться с командной формой работы. Постепенно может проснуться интерес к опыту коллег, ощущение, что наш коллективный потенциал больше, чем личные возможности, даже если педагог талантлив и опытен.

Часто можно услышать: «Меня не учили работать в команде, тем более организовывать эту работу».

На самом деле навыки командной работы приобретаются в процессе самой работы. Это как велосипед. Чтобы научиться ездить, надо сесть в седло и поехать. Прожить свой опыт сопротивления, ошибок и удач.

Рейтинг@Mail.ru