Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Идеи для...

Радуга дня

Ребятам важно отслеживать изменения собственного настроения, понимать, как меняется настроение окружающих. Юлия Фомина, педагог-психолог из Сургута, провела в своем учебном заведении акцию «Радуга». В вестибюле первого этажа рано утром появился плакат с вопросом: «Какое у тебя настроение сейчас?» Рядом стояли шесть разноцветных коробок: желтая, черная, красная, синяя, зеленая, серая – и лежала груда карточек. Каждый входящий опускал карточку в ту коробку, цвет которой соответствовал его теперешнему настроению. Вечером повторилась процедура с карточками и разноцветными коробками. На следующий день инициативная группа подготовила и повесила на самом видном месте аналитическую диаграмму. Оказалось, что утром настроение ребят – сине-черное, что говорит об их повышенной ранимости и чувствительности, а также о решительном протесте, к вечеру настроение учеников окрасилось в красно-желтый цвет (оптимистичность и целеустремленность). Настроение взрослых тоже менялось: утром – зелено-красное, довольно жизнерадостное, а в конце рабочего дня – сине-черное, усталость сказывается. Это стало поводом к разговору о том, как мы влияем друг на друга.

Смена роли

Всем известно, как не любят подростки, когда их поучают. Но и взрослым это не нравится. Ирина Карасёва, педагог-психолог из Нижнего Тагила, дает возможность сменить привычную роль, встать на место другого человека, проанализировать свою деятельность, свои чувства. Участники занятия, дети и взрослые (впрочем, группа может быть только взрослой или только детской), объединяются в пары, садятся спинами друг к другу. «Учителю» дается геометрический рисунок, «ученику» – бумага и карандаш. «Учитель» должен продиктовать геометрический рисунок «ученику», не называя заранее, как должен выглядеть конечный результат. На выполнение задания дается 10 минут. Затем участники в парах меняются ролями и в течение следующих 10 минут другой «ученик» рисует геометрический рисунок, который диктует ему другой «учитель». В конце работы все рисунки вывешиваются рядом с исходными образцами. Участники обсуждают полученные результаты. Их просят ответить на вопросы:

– Что вы чувствовали, когда были в роли «учителя» и в роли «ученика»?

– Хотелось бы вам, чтобы ваша работа была оценена учителем, почему?

Теперь подростки лучше поймут состояние педагога на уроке, а учитель вспомнит, как трудно слушаться и получать плохие отметки.

Броуновское движение

Бывает, что для проведения урока, игры, осуществления какого-либо проекта нужно разбить детей на группы. И не всегда хочется, чтобы закадычные друзья и подружки в очередной раз оказались вместе. Иногда полезно посотрудничать с новыми людьми. Как сформировать группу без обид и скандалов? Анна Яскевич, педагог-психолог из лицея № 10 г.Ставрополя, предлагает в такой ситуации сыграть в «молекулы». По команде педагога ученики, представив себя мельчайшими частицами, начинают хаотично бегать по классу. Но едва прозвучит команда, к примеру, «молекулы три», они объединяются в тройки. Поскольку в игре важна скорость, объединяться приходится с теми, кто оказался в данную секунду ближе всего. Опоздавшие потом отрабатывают какой-нибудь фант. А команды из трех человек приступают к выполнению задания.

Рейтинг@Mail.ru